Совместная норвежско-евразийская программа «Водная гармония»
 

Проект Водная Гармония направлен на создание научного и педагогического консорциума 8 университетов-партнеров из Украины, Беларуси, Таджикистана, Казахстана и Норвегии по водной гармонии в сфере высшего образования, чтобы повысить актуальность и качество образования в области очистки воды, управления водными ресурсами.
Проект  направлен на гармонизизацию стратегий научных исследований и преподавания в области химической технологии, водоочистки, очистки сточных вод среди университетов–партнеров. Участником проекта от Беларуси выступает Белорусский государственный технологический университет (координаторы проекта от университета: проректор, заведующий кафедрой. ТНВ и ОХТ д.т.н. Дормешкин О.Б., заведующий кафедрой промышленной экологии к.т.н. Марцуль В.Н., заведующий кафедрой биотехнологии и биоэкологии к.х.н. Леонтьев В.Н.)

Инициатором проекта является Норвежский университет естественных наук. Норвежский университет естественных наук (UMB) является одним из 8 аккредитованных вузов в Норвегии, и был создан в 2005 году. Норвежский университет естественных наук станет всемирно известным и инновационным университетом естественных наук, наук об окружающей среде и устойчивом развитии. Существует тесная связь между научными исследованиями и учебными программами UMB, студенты уровня магистра и доктора часто участвуют в научно-исследовательской деятельности. Исследовательские работы проводятся совместно с научно-исследовательскими институтами. UMB вместе с институтами представляют крупнейшую научно-исследовательскую базу в Норвегии для развития естественных наук. UMB также активно работает в рамках национальных альянсов с другими учреждениями и посредством институционального партнерства с университетами развивающихся стран. Медицинские исследования UMB связаны со здоровой пищей, чистой водой и окружающей средой и многими вопросами, связанными с этими проблемами в развивающихся странах. UMB имеет соглашения об обмене с более чем 80 университетами по всему миру, в том числе шесть скандинавских, 44 европейских и восемь североамериканских университетов.

Координатором и вдохновителем проекта является профессор Харша Ратнавера, секретарь проекта Лелум Манамперума. При выполнении проекта UMB получает возможность ознакомиться со стратегией обучения в Евразийских странах, а также передачи норвежской и европейской передовой практики. У всех 8 партнеров есть общие качества, которые интегрируют их намерения, компетентность и приоритеты национального уровня, направленные на подготовку магистров в области водоснабжения и очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов для соответствующих стран.

Главной целью проекта является повышение качества обучения в магистратуре в области управления водными ресурсами и технологий очистки воды в четырех евразийских странах с использованием инновационных средств и методов обучения.

При выполнении проекта планируется:

  1. Разработать три согласованные обучающие модуля по выбранным вопросам в области водоочистки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов и внедрение их в существующие учебные программы.
    Рабата по этому направлению включает:
    • Разработку учебных материалов (презентаций, конспектов лекций и книги) на 6 языках (5 языков партнеров и на английском языке в качестве общего языка при редактировании).
    • Внедрение новых модулей в существующие учебные программы в университетах-партнерах.
    • Оценку и дальнейшее развитие учебных материалов и модулей на основе результатов трех студенческих сессий в Норвегии.
    • Обучение студентов университетов-партнеров в Норвегии в течение 3 лет (по 2-х-недельной программе) с использованием новых концепций обучения
  2. Разработать и включить современные и эффективные средства обучения.
    Рабата по этому направлению включает:
    • Разработку лабораторного модуля по химической очистке воды (руководство по лабораторным работам и оборудованию).
    • Разработку системы электронного обучения и электронных ресурсов (например, сайт fronter.com) для магистратуры и аспирантуры по тем же модулям.
  3. Расширение и гармонизация качества научного содержания обучения в магистратуре и аспирантуре, научных исследований, изданий и конференций
    Рабата по этому направлению включает:
    • Совершенствование и гармонизацию систем обеспечения качества в университетах евразийских партнеров с использованием опыта UMB и Норвежского Агентства по обеспечению качества в образовании (NOKUT).
    • Расширение и гармонизацию соответствующих компонентов и структур магистерских и кандидатских диссертаций.
  4. Укрепление научных связей между норвежскими и евразийскими университетами, что ведет к инновационному научно- исследовательскому сотрудничеству
    Рабата по этому направлению включает:
    • Расширение доступа к международным сетям и научным ресурсам для партнеров.
    • Безопасное взаимодействие и обмен опытом с другими программами проектов ЕВРАЗИИ с участием партнеров консорциума.
  5. Участие партнеров в исследованиях и издательской деятельности
    Рабата по этому направлению включает:
    • Участие сотрудников UMB в качестве оппонентов при защите магистерских и кандидатских диссертаций в университетах-партнерах. Кроме того, Евразийские партнеры будут выступать в качестве оппонентов в других университетах-партнерах.
    • Участие сотрудников UMB в редакционных коллегиях научных журналов, издаваемых партнерами из стран Евразии и научных оргкомитетах международных конференций, проводимых партнерами из стран Евразии.
    • Подготовку опытных и молодых преподавателей на протяжении 6 методических семинаров и практикумов с использованием новых разработанных модулей.

Роль и место БГТУ в проекте

БГТУ имеет большой опыт подготовки инженерных кадров, специалистов высшей квалификации, выполнения научных исследований в области химической технологии и охраны окружающей среды.

В БГТУ ведется работа по совершенствованию подготовки специалистов по направлениям, связанным с очисткой сточных вод, водоочисткой в рамках имеющихся специальностей, а также в практико-ориентированной магистратуре. Поэтому руководство и преподаватели БГТУ заинтересованы в активной работе по решению задач и достижению целей, которые поставлены перед участниками проекта.

Взаимодействие с UMB и партнерами по проекту позволит:

  • использовать их опыт для повышения качества подготовки специалистов, подготовке в переходу на принципы организации учебного процесса, лежащие в основе Болонского процесса ;
  • организовать подготовку магистров по водоочистке и очистке сточных вод;
  • расширить тематику научных проектов, в том числе выполняемых совместно с университетами-партнерами;
  • подготовить молодых преподавателей по учебным дисциплинам, связанным с очисткой сточных вод, водоочисткой, управлением водными ресурсами;
  • активизировать взаимодействие с университетами в рамках обменов студентами и преподавателями.