Проект «Совершенствование магистерского образования в области физических наук в университетах Беларуси» / Improvement of master-level education in the field of physical sciences in Belarusian universities –  PHYSICS

ERASMUS+  Programme

В проекте участвуют 12 партнеров. Из них 7 университетов (Рижский технический университет (Латвия) - исполняющая (гооловная) организация, Католический университет Лювена (Бельгия), Университет Кипра (Кипр) и университеты Республики Беларусь: Белорусский государственный университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, Белорусский государственный технологический университет), Белорусское физическое общество, Республиканская ассоциация наноиндустрии, Научно-исследовательский институт ядерных проблем Белорусского государственного университета, а также Министерство образования Республики Беларусь, ассоциированным партнером является ООО Лотис-ТИИ.  

Основная цель проекта:
Совершенствование учебных программ в четырех университетах Беларуси в соответствии с Болонской практикой в области физики (функциональные наноматериалы, фотоника, прикладная физика); повышение качества и значимости образования путем модернизации учебных программ за счет использования ИКТ и сетевых ресурсов для лучшего удовлетворения потребностей рынка труда.

Задачи проекта:

• создание современных программ для магистрантов в области функциональных наноматериалов, фотоники и прикладной физики, учитывающих принципы Болонского процесса, и их внедрение в четырех белорусских университетах;

• разработка и модернизация курсов и учебных материалов для двух учебных планов магистерского уровня по специальностям «Функциональные наноматериалы» и «Фотоника»;

• повышение квалификации и навыков преподавателей;

• совершенствование уровня владения английским языком преподавателей и студентов;

• повышение компетенции белорусских преподавателей в обучении студентов по разработанным курсам на английском языке;

• использование современной технической инфраструктуры для обучения;

• создание обучающей среды на основе инновационных ИКТ;

• приближение высших учебных заведений Беларуси к потребностям рынка труда;

• приближение вузов Беларуси к принципам Болонской системы;

• внедрение на факультетах опыта работы с ИКТ, что облегчит выпускникам путь в промышленность и научно-исследовательские учреждения.


Стремясь реформировать систему высшего образования в Беларуси в соответствии с Болонским процессом, Министерство образования Республики Беларусь поставило перед вузами задачу реформировать учебные планы (программы) от существующей системы "5 плюс 1" к системе "4 плюс 2", которые должны соответствовать принципам Болонского процесса. Однако снижение сроков обучения с 5 до 4 лет для специалистов по физике вызывает определенный риск для рынка труда, поскольку это является проблемой для научных учреждений и предприятий вследствие получения специалистов с квалификацией, отличной от той, что имели ранее выпускавшиеся выпускники.

Проект направлен на модернизацию образования магистерского уровня в области физики (функциональные наноматериалы и фотоника, прикладная физика и т.д.) в четырех университетах Беларуси в соответствии с болонской практикой для физических наук, в целях усиления качества и релевантности образования путем модернизации учебных программ, фокусировании на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также посредством сетевого взаимодействия с потребностями рынка труда.

Ожидаемые результаты:

• разработанные, протестированные и официально утвержденные учебные программы магистерского уровня в физических науках в соответствии с рынком труда на основе болонской практики;

• разработанные дидактические материалы (электронные книги, руководства для лабораторных работ, конспекты лекций и т.д.) для модернизации образования магистерского уровня в области физических наук;

• готовность к переходу от существующей системы обучения «5 плюс 1» к новой системе «4 плюс 2» (4 года обучения для бакалавриата и 2 года для студентов магистратуры);

• методики обучение и преподавания, в том числе результаты обучения на основе прктического использования ИКТ (гибкость обучения, смешанные курсы, виртуальная и реальная мобильность, практико-ориентированность и т.д.);

• учет потребностей рынка труда.

Модернизированные программы обучения для двухлетней магистратуры будут протестированы в течение двух лет: один год в рамках проекта, второй год после завершения проекта. Учебные программы будут разработаны  на английском, русском и белорусском языках.