Научная школа

Научная школа по лесным дорогам и транспорту леса

1. ОсновоположникЛеонович Иван Иосифович, заслуженный деятель науки и техники БССР, доктор технических наук, профессор. Леонович И.И. является почетным профессором Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), почетный доктор Вильнюсского технического университета им. Гедиминиса, заслуженным дорожником и почетным транспортником Беларуси, вице-президентом Международной академии организационных и управленческих наук, академиком Транспортной академии Украины, действительным членом БААрх, член-корреспондентом Общества лесных специалистов Финляндии. 
     Он член экспертно-научного межправительственного совета дорожников СНГ, председатель комиссии по выдаче грифов на учебные издания по архитектуре и строительству Минвуза Республики Беларусь, заместитель главного редактора журнала «Вестник БНТУ», член редколлегии журналов: «Архитектура и строительные науки», «Автомобильные дороги и мосты», «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», «The Baltic Journal and Bridge Engineering», «Technological and Economic Development», заместитель председателя общества «Беларусь – Куба», член Правления общества «Беларусь – Польша», председатель методической комиссии по специальности «Автомобильные дороги», член Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в БНТУ и БГТУ.
    За большой вклад в развитие высшего образования, развитие науки, подготовку специалистов высшей квалификации, подготовку инженерных кадров и общественную деятельность, Иван Иосифович, награжден орденами Отечества III степени и «Знак Почета», тремя медалями, Почетной Грамотой Верховного Совета БССР, медалью В.И. Вернадского Российской академии естественных наук. Ему присуждено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники БССР».

16 марта 2016 года состоялась церемония торжественного вручения профессору Леоновичу Ивану Иосифовичу диплома и медали Почетного доктора Белорусского государственного технологического университета.

 

2. Год создания – 1961.

 

3. РуководительВырко Николай Павлович, заслуженный работник образования Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор, кафедры транспорта леса, лауреат стипендии Президента Республики Беларусь, академик Белорусской инженерной академии, член-корреспондент академии архитектуры, декан факультета (1970 – 2009 гг.), отличник высшей школы СССР и Республики Беларусь, председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций член научно-технического совета Министерства лесного хозяйства, член НМС по лесотехническому образованию УМО вузов Республики Беларусь по образованию в отраслях лесного хозяйства и природопользования, руководитель секции по специальности «Лесоинженерное дело», Почетный член научно-исследовательского Совета Консультантов American Biographical Institute, главный редактор сборника научных трудов БГТУ «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», сер.II, член редколлегии научно-производственного журнала «Архитектура и строительные науки», член Совета БГТУ, член совета факультета ТТЛП.

 

4. Основные направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы:

 

Повышение прочности и устойчивости земляного полотна и дорожных одежд с учетом погодно-климатических факторов, упруго-вязких свойств дорожно-строительных материалов, стабилизации грунтов органическими и минеральными вяжущими;

Учет водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды, при проектировании и конструировании их с учетом реологических свойств используемых материалов;

Совместимость промышленного автотранспорта с окружающей средой, повышение прочности и устойчивости дорожных конструкций под воздействием тяжелых автопоездов;

Исследование способов регулирования водно-теплового режима автомобильных лесовозных дорог;

Исследование и обоснование эксплуатационных показателей дорожно-транспортной сети лесозаготовительных предприятий;

Укрепление грунтов органическими и минеральными вяжущими;

Разработка конструкций покрытий временных лесовозных дорог;

Обоснование оптимальной структуры транспортной сети в лесах П группы с учетом требований устойчивого лесопользования.

Организация работы транспорта леса;

Разработка моделей и автоматизация проектирования лесных дорог.

 

5.1. Количественный и качественный состав научной школы, действующей на разных этапах

Всего: 29, из них на разных этапах функционировали:

а) докторов наук – 5 (Вырко Н.П., Леонович И.И., Жуков А.В., Матвейко А.П., Салихов М.Г..

б) кандидатов наук – 26 (Абрамович К.Б., Бабаскин Ю.Г, Бавбель Е.И., Богданович С.В., Богданович Т.К., Бобарыко П.С.,Врублевский Б.И., Зиневич С.И., Жуков В.В., Касперов Г.И., Кашевская Е.В, Красковский С.В., Куприянчик А.А., Лащенко А.П., Лыщик П.А., Макаревич С.С., Мартынихин В.Д., Мытько Л.Р., Насковец М.Т. Нестерович И.В. Полойко В.Ф., Рябова А.Н, Салихов М.Г., Тумашик И.И., Штабинский В.В., Чупраков А.М.

в) инженеры и научные сотрудники: Корин Г.С., Давыдулин Г.Г., Гайдук А.И.и др.

 

5.2. Количественный и качественный состав научной школы, действующей в настоящее время

Всего: 22, из них:

докторов наук – 4 (Вырко Н.П., Леонович И.И., Матвейко А.П., Салихов М.Г).;

кандидатов наук – 18 (Бабаскин Ю.Г, Бавбель Е.И., Богданович С.В., Врублевский Б.И., Гармаза А.К., Зиневич С.И., Касперов Г.И., Кашевская Е.В, Красковский С.В., Куприянчик А.А., Лащенко А.П., Лыщик П.А В.Д., Мытько Л.Р., Насковец М.Т. Полойко В.Ф., Тумашик И.И., Штабинский В.В., Чупраков А.М.

Молодых ученых до 35 лет – 5.

 

5.3. При участии и под руководством членов научной школы подготовлено:

 

а) докторов наук - 5:  Леонович И.И. (1972 г.), Вырко Н.П. (1999 г.), Салихов М.Г., Жуков А.В., Матвейко А.П.;

б) кандидатов наук - 23, в том числе:

Врублевский Б.И. (1970), Лыщик П.А. (1976), Бобарыко П.С. (1974), Абрамович К.Б. (1975), Салихов М.Г. (1975), Чупраков А.М.(1979), Богданович Т.К. (1979), Мытько Л.Р. (1981), Бабаскин Ю.Г.,(1982), Лащенко А.П. (1983), Штабинский В.В.(1983), Зиневич С.И. (1989), Полойко В.Ф. (1989), Кашевская Е.В.(1993), Марад Абдельазиз Эльхадж (1998), Аль-Сильви Магет Султан (1999), Рябова А.Н. (1999), Богданович С.В. (2002), Куприянчик А.А. (2002), Нестерович И.В.(2005) – научный руководитель профессор, д.т.н. Леонович И.И.;

Насковец М.Т. (1992), Касперов Г.И. (1991), Тумашик И.И. (2003) – научный руководитель профессор, д.т.н. Вырко Н.П.;

Гармаза А.К. (2002) , Красковский С.В. (2009), Бавбель Е.И. (2009) – научный руководитель профессор, к.т.н. Лыщик П.А.

 

6. Основные научные результаты, наиболее значимые внедренные разработки:

 

По каждому из указанный направлений получены соответствующие результаты, представляющие несомненный интерес для теории и практики. Исследования позволили получить новые технические решения, установить многие закономерности в работе дорожных конструкций, дать научные обоснования технологии и организации строительных работ и производственные достижения в области строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог. Эти исследования используют не только на производстве при выработке нормативных документов, но и в учебном процессе при подготовке инженерных и научных кадров.

На основании исследований климатических и гидрологических условий строительства и особенностей эксплуатации дорог найден ряд неизвестных ранее закономерностей, предложены практические методы решения задач, связанных с проектированием оптимальных параметров земляного полотна. В частности, разработан метод определения глубины промерзания грунтов заданной обеспеченности, в основу которого положены составленные карты изолиний средних максимальных глубин промерзания грунта и коэффициен6тов вариации. Обоснованы новые расчетные схемы и дана методика расчета минимально необходимой высоты земляного полотна при различных грунтовых, гидрологических и климатических условиях. Доказана возможность применения метода гидродинамического моделирования и рекомендован способ определения осадки насыпи, возведенной на слабом водонасыщенном основании. Установлена аналитическая зависимость влагонакопления и перемещения влаги на земляном полотне от факторов их определяющих. Предложен новый метод расчета коэффициентов устойчивости откосов подтопляемых и неподтопляемых насыпей, а также метод прогнозирования пучин на автомобильных дорогах.

Исследования параметров и прочности земляного полотна были освещены в ряде публикаций.

Результаты исследований этого направления использованы в научной литературе, в учебниках и учебных пособиях по проектирования, строительству и эксплуатации лесовозных автомобильных дорог.

Большое внимание уделялось теоретическим и экспериментальным исследованиям дорожных одежд. Эти исследования позволили: разработать методы расчета жестких деревянно-лежневых и железобетонных дорожных покрытий; экспериментальным путем получить зависимости напряжений и деформаций дорожных одежд различных конструкций от величины действующих на них внешних нагрузок; установить влияние тяжелых и сверхтяжелых  автомобилей на работу дорожных одежд, раскрыть сущность протекающих при этом процессов и вывести ряд необходимых аналитических зависимостей; выяснить физико-механические и реологические свойства различных дорожно-строительных материалов, включая новые материалы, такие как нефтесмологрунт, аглопоритобетон и др.; разработать рациональные типы дорожных одежд, определить условия и технико-экономические показатели их применения.

В Белорусском технологическом институте им. С.М. Кирова впервые в стране начали проводиться исследования дорожных одежд, работающих в упруго-вязкой стадии. Были решены задачи по определению просадок, нормальных и касательных напряжений однородного и слоистого упруго-вязкого полупространства описанного известными реологическими моделями типа: «типичного тела», Фойгта и др. Для практических вычислений разработаны алгоритмы и написаны необходимые программы. Выполнен широкий комплекс вычислительных работ.

По исследованиям и конструированию дорожных одежд в БТИ им. С.М. Кирова было опубликовано более 40 работ. Ряд исследований был проведен по проблемам строительства дорог. В результате этих исследований разработаны новые составы дорожных эмульсий на минеральных эмульгаторах, способы укрепления грунтов местными вяжущими материалами; определены нормы введения вяжущих в грунт для получения дорожной одежды заданной прочности; отработана технология строительства дорог из укрепленных грунтов, из аглопоритожелезобетонных плит и отходов лесозаготовительного производства; предложены новые технологические схемы и карты на строительство усовершенствованных типов дорожных одежд.

Исследования в области эксплуатации лесовозных дорог касались проблем надежности и долговечности дорожных конструкций, анализа эксплуатационных показателей лесовозных дорог и проверки соответствия параметров лесовозных дорог типу и конструкции подвижного состава. Выполнение работы позволили обосновать расчетное значение руководящего уклона, вывести формулы для определения ширины земляного полотна и необходимого числа полос движения в различных условиях лесоэксплуатации, разработать графический метод определения ширины проезжей части на прямых участках, прилегающих к круговым и переходным кривым, установить характер и величину воздействия лесовозных автомобилей на дорогу.

 

Основные научные результаты, наиболее значимые внедренные разработки изложены в следующих публикациях:

1. Леонович, И.И. Автомобильные лесовозные дороги /И.И. Леонович – Минск: Высшая школа, 1965. – 395 с.

2. Леонович, И.И. Эксплуатация лесных дорог/ И.И. Леонович, А.Л. Оковитый – Минск: Вышэйшая школа, 1972. – 445 с.

3. Леонович, И.И. Дороги и транспорт лесовозной промышленности /И.И.Леонович, Н.П. Вырко и др. Под редакцией И.И. Леоновича – Минск, Вышэйшая школа, 1979. –  415 с.

4. Леонович, И.И. Строительство лесных дорог /И.И. Леонович – Минск, Вышэйшая школа,1950. – 472 с.

5. Вырко, Н.П., Леонович, И.И.  / Дорожное грунтоведение с основами механики грунтов – Минск: Вышэйшая школа, 1977. – 224 с.

6. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения /под. ред. И.И. Леоновича – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 350с.

7. Вырко Н.П. Сухопутный транспорт леса/ Н.П. Вырко – Минск: Вышэйшая школа, 1987. – 440 с.

8. Вырко М.П. Сухапутны транспарт лесу/ М.П. Вырко – Мінск: Вышэйшая школа, 2003. – 494 с.

9. Вырко М.П., Лышчык П.А. Праектаванне лесавозных дарог / М.П. Вырко , П.А., Лышчык – Мінск:  БДТУ, 2004. – 307 с.

10. Лыщик П.А. Лесовозные автомобильные дороги. Техника изысканий / П.А. Лыщик. – Минск: Из-во БГУ, 2003. – 133 с.

 

Представители научной школы участвовали с докладами на ряде Международных конгрессов и конференций, в том числе: Международная конференция по уплотнению грунтов и дорожно-строительных материалов, г. Париж (Франция), IV Научно-техническая конференция дорожников (г. Рига), Международная научная конференция (г. Зволене, ЧССР), Симпозиум по проблемам лесного хозяйства и лесовозной промышленности (г. Познань, Польша), У Международный симпозиум по проблемам лесного транспорта и лесозаготовок (Австрия),1Х Международный симпозиум специалистов лесного хозяйства (г. Зволене, ЧССР), конференция по проблемам горных лесозаготовок (г. Сиэтл, США), Международная конференция ( Франция).

 

7. Научные публикации в иностранных изданиях

 

1. Restauracion de revestimentos de hormigon asfaltico mediante el perfilado y regeneracion termicos /W.S. Gonzales /at al/ //Transporte y vias de commun. – 1987/ - Vol/ 8. -  № 2. – P. 99-104.

2. Leonovich, I. Borrero. F., Delgado R/ Utilizacion de la experiencia Cubana sobre la construccion vial en la pereparactijn y capacitacion de los ingenieros constructores / I.Leonovich, F Borrero, , R. Delgado //Conferenciacienifico-practica de los especialistas cubanos y sovieticos del Ministero de Educacion superior dedicado al 118 Aniversario del natalicio de V/I/ Lenin. – La Habana, 1988. – P/ 71

3. Leonovich, I. Uzasadnine teoretyczne wykovzystunia indeksu nezawodnosci joko uogolnionego wskoznika jakosci nawievzchni drogowych, / I.Leonovich, S.Bogdanoviсz// VII Miedzynarodova Konfierencja. – Warszawa,2001/ 0- S. 273 – 280.

 

8. Научные связи с отечественными научными организациями и международным научным сообществом

 

Поддерживаются научные связи c РУП «БелдорНИИ», «Белгипродор», «Белдорцентр», БНТУ, с Варшавской сельскохозяйственной академией, с Белградским университетом, с Белостокским  техническим университетом, с Вильнюсским техническим университетом им. Гедиминиса, с БГИТА г. Брянск, МАДИ г. Москва, с Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академией им. С.М. Кирова.

 

9. Общественное признание научной школы

 

9.1. Правительственные награды, научные премии:

 

 Орденом Отечества II степени (2009 г., Леонович И.И.), Орденом Отечества III степени (1999 г., Леонович И.И.), «Знак Почета» (1976 г., Леонович И.И.), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г., И.И. Леонович), медалью «Ветеран труда» (1985 г., И.И. Леонович), «60-лет победы в Великой Отечественной войне» (2005 г., И.И. Леонович), Почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» (Вырко Н.П.), Медаль «За освоение целинных земель» (1971 г., П.А. Лыщик), Медаль за трудовые заслуги (Лыщик П.А., 2010 г.), Почетная грамота Верховного Совета БССР (1979 г. Леонович И.И.).

 

9.2. Медали и дипломы и грамоты за научные достижения, полученные членами научной школы:

 

Памятная серебряная медаль В.И. Вернадского Российской академии естественных наук (2008, И.И. Леонович), Медаль Вильнюсского технического университета им .Гедеминиса (2009, И.И. Леонович), Серебряные медали ВДНХ СССР (1976, 1977, И.И. Леонович), Бронзовая медаль ВДНХ  СССР (1977, И.И. Леонович), Почетные дипломы Минвуза СССР (1974, 1994, И.И. Леонович), Дипломом Почета ВДНХ СССР (1981, И.И. Леонович), Почетная грамота Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог БССР, (1990 г. Леонович И.И.), Почетная грамота Комитета по автомобильным дорогам (1998 г. Леонович И.И.) Почетная грамота Министерства образования РБ (2004 г. Леонович И.И.), Дипломом члена корреспондента Белорусского академического центра Международной академии архитектуры (2009, И.и. Леонович),Почетные грамоты Минвуза СССР (1979, 1984, Леонович И.И.), Почетными грамотами Минвуза БССР и РБ (1962,1984, 1999, 2004, 2009, И.И. Леонович), нагрудными знаками: отличия за Отличные успехи в работе в области высшего образования (1973, И.И. Леонович), За заслуги в стандартизации в СССР (1973, И.И. Леонович), За активную работу (1980, Педагогическое общество БССР , И.И. Леонович), За отличные успехи в области среднего специального образования (1983, Минвуз СССР), «Почетная грамота концерна Беллесбумпром (1999, И.И. Леонович), Государственного комитета по науке и технологиям (1999, И.И. Леонович), «Выдатнік адукацыі Рэспублікі Беларусь» (1999, И.И. Леонович); Диплом ВДНХ СССР (1981, Н.П. Вырко), Почетная грамота Минвуза БССР (1988, Н.П. Вырко), Почетная грамота Министерства внутренних дел БССР» (1985, Н.П. Вырко), Почетная грамота Министерства лесовозной и деревообрабатывающей промышленности БССОР (1985, Н.П. Вырко), Почетная грамота концерна "Беллесбумпром" (2005, Н.П. Вырко), Почетная грамота общественного объединения «Белорусское общество лесоводов» (2005, Н.П. Вырко), Почетными грамотами БГТУ (1986, 1987, 2005, 2010 Н.П. Вырко), Нагрудные знаки: Министерства высшего и среднего специального образования СССР «За отличные успехи в работе» (1985, Н.П. Вырко), Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования» (2009, Н.П. Вырко). Почетная грамота Государственного комитета по науке и технологиям (2000, П.А. Лыщик), Почетная грамота Академии Наук РБ (2005, П.А. Лыщик), Почетная грамота Министерства образования РБ (2009, П.А. Лыщик), Почетная грамота Министерства лесного хозяйства РБ (2001, П.А. Лыщик), Диплом III степени выставки достижений народного хозяйства (1980 г. ,Насковец М.Т.), Почетная грамота концерна «Беллесбумпром»(2005 г.,  Насковец М.Т.), Грамота министерства образования РБ (2008, Насковец М.Т.)

 

9.3. Почетные научные звания, полученные членами научной школы

 

«Отличник высшей школы СССР» (1980, И.И. Леонович),«Отличник высшей школы РБ» (2009), «Заслуженный деятель науки и техники БССР» (1981,И.И. Леонович), «Заслуженный работник образования РБ (2001, Вырко Н.П.), Почетный профессор Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) (2000, И.И. Леонович), Почетный доктор Вильнюсского технического университета им. Гедеминиса (2003, И.И. Леонович), Почетный дорожник Республики Беларусь II и I степени (1998, 2003, И.И. Леонович), Почетный транспортник Беларуси (2005, И.И. Леонович), Почетный дорожник СНГ (2009, И.И. Леонович),академик международной Академии организационных и управленческих наук (1994, И.И. Леонович), Иностранный член Российской академии естественных наук (1995, И.И. Леонович), академик Транспортной академии Украины (1996, И.И. Леонович), Академик Белорусской горной академии (1997, И.И. Леонович), академик Белорусского отделения жилищно-коммунальной академии (1997, И.И. Леонович), член-корреспондент Белорусского академического центра Международной академии архитектуры (2009, И.И. Леонович), член-корреспондент общества лесных специалистов Финляндии ( 1969, И.И. Леонович); Лауреат стипендии Президента Республики Беларусь Н.П. Вырко), академик Белорусской инженерной академии (2000, Н.П. Вырко), член-корреспондент академии архитектуры и строительства (2005, Н.П. Вырко), член-корреспондент Белорусской инженерной академии (2002, М.Т. Насковец), член-корреспондент “Международная академия технического образования” (2000, П.А. Лыщик), Заслуженный работник образования РБ (2001, Н.П. Вырко), академик Белорусской инженерной академии (2000, Н.П. Вырко), член-корреспондент академии архитектуры (2005, Н.П. Вырко), Почетный член научно-исследовательского Совета Консультантов American Biographical Institute (2003, Н.П. Вырко), член общественного объединения “Белорусское общество лесоводов” (2005, Н.П. Вырко).