Научно-исследовательская и инновационная деятельность

Основными задачами кафедры  в области научно-исследовательской деятельности являются:

  • обеспечение подготовки на кафедре квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
  • развитие новых прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, разработки новых технологий строительства лесных дорог и расширения использования вузовских разработок в производстве;
  • расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции.

Направления научно-исследовательской работы:

  • транспортное освоение лесных массивов; разработка и испытания новых конструкций лесовозных дорог под действием лесовозного транспорта; учет проезжаемости лесных территорий в условиях переувлажненных грунтов;
  • разработка технологий строительства лесотранспортных путей; а также технических решений по усовершенствованию работы лесовозной техники и дорожно-строительных машин; менеджмент транспортно-технологических процессов;
  • повышение несущей способности лесных транспортно-технологических путей; применение геосинтетических материалов и отходов промышленности, использование при строительстве местных дорожно-строительных материалов и почвогрунтов;
  • разработка конструкций автомобильных лесовозных дорог; использование полимерных материалов, геотекстилей, геосеток при строительстве дорог; исследования по регулированию водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды, по укреплению дорожных грунтов, использованию геоинформационных систем для проектирования лесотранспортных схем;
  • проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог; повышение прочности и устойчивости дорожных конструкций под воздействием лесовозного автотранспорта; проблемы совместимости лесовозного автотранспорта с окружающей средой; регулирование водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды;
  • разработка и внедрение новых конструкций лесных транспортно-технологических путей, направленных на улучшение условий движения колесной лесохозяйственной и лесозаготовительной техники.

 

 

 

Определение весовых нагрузок при наезде спаренных колес на весы

Испытания модели разрабатываемой дорожной конструкции

 

Основные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) сотрудников кафедры в 2015 году.

Тема ГБ 9-11 «Совершенствовать транспортно-технологические процессы лесопромышленного производства, структуру лесотранспортных сетей, нормативную базу и конструкции лесных автомобильных дорог», этап 2015 г. «Внедрить разработанные инновационные  конструктивные решения и технологические процессы освоения лесов и перевозок лесопродукции».

Цель работы: провести внедрение разработанных конструктивных решений и технологических процессов освоения лесов и перевозок лесопродукции.

Согласно разработанным этапам выполнения работ в отчетном году выполнено следующее. Исследованы процессы вывозки древесины с применением элементов логистики; разработаны научно-практические решения по совершенствованию организации вывозки древесины и подвижного состава; исследованы и разработаны способы складирования лесоматериалов и производства погрузочно-разгрузочных работ в условиях лесосек; выработаны направления совершенствования нормативной и технической базы проектирования, строительства и эксплуатации лесных автомобильных дорог.

Разработанные инновационные конструктивные решения и технологические процессы освоения лесов и перевозок лесопродукции внедрены в производство (РУП «Белгипролес»).

Тема ХД 14-493 «Обследовать состояние лесных автомобильных дорог ГЛХУ, разработать и внедрить рекомендации по их ремонту и содержанию».

Цель работы – обследовать состояние лесных автомобильных дорог ГЛХУ, разработать и внедрить рекомендации по их ремонту и содержанию.

В отчетном году выполнялись этапы: 2 – «Проанализировать современные способы, машины, оборудование и технологии, применяемые для ремонта и содержания автомобильных дорог и разработать рекомендации по повышению эксплуатационных качеств дорог, и очистки их от древесной и кустарниковой растительности»; 3 – «Апробировать в условиях ГЛХУ рекомендации по ремонту и содержанию лесных дорог».

Объем финансирования составил 154 млн. руб.

В результате выполнения темы проведено обследование состояния лесных автомобильных дорог в Воложинском, Ивьевском, Осиповичском и Мозырском лесхозах, и на основании этих обследований разработаны «Рекомендации по текущему ремонту и содержанию лесных автомобильных дорог».

Данные рекомендации описывают состав работ, практические советы по ремонту и содержанию лесных автомобильных дорог, в целях повышения эффективности работы лесохозяйственных учреждений и лесозаготовительных предприятий.

Рекомендации рассмотрены и прошли согласование в ГПЛХО и в ряде опытных лесхозов и были внедрены в Воложинском, Ивьевском, Осиповичском и Мозырском лесхозах, что подтверждается соответствующими актами.

Тема ГБ 15-038 «Разработка дорожных одежд лесотранспортных путей на основе местных грунтов, укрепленных композиционным вяжущим».

Цель работы – разработка и обоснование конструкций дорожных одежд лесных автомобильных дорог на основе грунтобетонов, полученных путем укрепления местных грунтов композиционными вяжущими.

В ходе выполнения НИР проведен анализ существующих конструкций дорожных одежд, применяемых на лесотранспортных путях при вывозке заготовленной древесины в Республике Беларусь. Установлены требования, предъявляемые к лесных автомобильных дорогам и материалам, используемых при строительстве. Разработана математическая модель структурообразования цементогрунтов с учетом рецептурно-технологических параметров цементогрунтовой смеси для различных природно-производственных условий. Были разработаны конструкции дорожных одежд лесотранспортных путей на основе цементогрунта и арматурного каркаса «георешетка-цемнтогрунт». Подготовлены рекомендации по снижению затрат на выполнение работ по возведению земляного полотна и устройству дорожной одежды на основе местных грунтов, укрепленных композиционными вяжущими, произведенными их отходов промышленных производств и портландцемента.

Результаты проведенной НИР представляют практическую значимость для лесохозяйственных предприятий Министерства лесного хозяйства при строительстве лесных автомобильных, а также РУП «Белгипролес» – при создании строительных проектов лесных автомобильных дорог с учетом природно-производственных условий, а также основных рецептурных и технологических факторов.

В 2015 году получено 3 патента Республики Беларусь:

1.«Композиционный цемент» (авторы П. А. Лыщик, С. В. Плышевский, А. И. Науменко) №а 20121705; заявл. 06.12.12; опубл. 30.10.2015;
2.«Способ формирования лесной автомобильной дороги на слабом основании с участками с низкой несущей способностью» (авторы М. Т. Насковец, А. И. Драчиловский, А. Ю. Линкевич) №а 20121311; заявл. 18.09.2012; опубл. 28.05.2015;
3.«Способ устройства временной лесной автомобильной дороги на слабом грунте» (авторы М. Т. Насковец, А. И. Драчиловский) №а 20121497; заявл. 29.10.2012; опубл. 24.06.2015.

Поданы две заявки на изобретения:

1. «Дорожная конструкция из цементогрунта», МПК С 01 С 7/36, 7/32 / П. А. Лыщик, Е. И. Бавбель, А. И. Науменко; заявитель Белорус. гос. технол. ун-т. – № u20150145; заявл. 29.04.15.
2. «Дорожная конструкция из арматурного каркаса «георешетка-цементогрунт», МПК С 01 С 7/32, 7/36 / П. А. Лыщик, Е. И. Бавбель, С.В. Красковский, А. И. Науменко; заявитель Белорус. гос. технол. ун-т. – № u20150100; заявл. 19.03.15.

 


Сотрудниками кафедры также выполняются исследования по следующим направлениям:

- применение современных технологий для автоматизированного проектирования лесных дорог. (Загрузить информацию).

- использование ГИС-технологий при прогнозировании размещения лесных дорог на местности. (Загрузить информацию).

- разработка моделей эффективного управления поставками сортиментов. (Загрузить информацию).