История лесного образования в Беларуси

История лесного образования в Беларуси

Территория Беларуси с давних времен отличалась высокой лесистостью. Во времена Великого княжества Литовского (ХIV–ХVII ст.ст.) управление княжескими лесами осуществлялось специальной службой, в ведении которой находились охота и охрана лесов. Еще в 1558 году на коронном сойме в Петрикове король Сигизмунд Август поручил Мстибоговскому старосте Г.Б. Воловичу «описать письменно и рисунками» королевские пущи, что и было выполнено в 1559 году. В 1636 году по инструкции короля Владислава IV была учреждена особая комиссия для составления устава (или ординации) управления королевскими пущами. Таким образом, уже в ХVI–XVII вв. на Беларуси сложилась стройная система управления лесами, к тому же законодательно подкрепленная. В Третьем Статуте Великого княжества Литовского содержалось 8 статей, регулировавших лесное право.

 Все это позволяет предположить наличие лесных специалистов, без которых было бы невозможно составить лесные карты и дать описание лесов, где, по признанию лесоводов разных стран, впервые использованы типы леса. Тем более выполнить «Ординацию…», что, по современным представлениям, следует считать лесоустройством. К сожалению, этот этап истории белорусского лесного хозяйства, в том числе лесное образование, современникам мало известен.

 Сегодня началом высшего лесохозяйственного образования на Беларуси считается открытие лесных факультетов в составе Горы-Горецкого сельскохозяйственного института (1919 г.) и Белорусского политехнического института (1920 г.). По нашему убеждению, исторические корни лесохозяйственного образования на Беларуси значительно глубже.

 Горы-Горецкая земледельческая школа (ГЗШ), открытая 15 августа 1840 года, согласно Положению от 19 января 1842 года, состояла из высшего и низшего разряда. В 1848 году высший разряд школы преобразован в Горы-Горецкий земледельческий институт (ГЗИ) с правами и структурой университета. Из дисциплин второго (т.е. высшего) разряда школы изучались, помимо дисциплин сугубо агрономического направления, ряд лесоводческих дисциплин, как ботаника, лесоводство, лесоустройство и др.

 Формирование лесохозяйственного образования в Беларуси этого периода шло двумя путями, причем второй путь зародился именно в ГЗИ.

 Первый путь возникновения лесного образования в России связан с именем Петра I, приглашавшего в начале ХVIII столетия образованных людей из Западной Европы, прежде всего Германии, для выделения и описания корабельных лесов. Их обязали также иметь учеников. Это была первая школа российских лесоводов. В последующем в России (С.-Петербург, Козельск, Рига и др.) был открыт ряд лесных учебных заведений, которые в 1811–1813 гг. были объединены и переименованы в Санкт-Петербургский практический лесной институт. В этих учебных заведениях специальность «Лесоводство» формировалась как самостоятельная на основе традиционных лесохозяйственных дисциплин и образования специальных кафедр лесного направления.

 Второй путь развивал образование и науку о лесе в рамках агрономического образования. Горецкая земледельческая школа являлась первой в России общегосударственного значения сельскохозяйственной школой, перед которой ставилась задача подготовки образованных управляющих имениями, в составе земель которых были не только сельскохозяйственного назначения, но и лесные земли.

 Автором первого учебного плана для высшего разряда ГЗИ был профессор Б.А. Целлинский. Б.А. Целлинский был сыном латвийского крестьянина. Он закончил Дерптский университет по специальности «сельское хозяйство». Затем для подготовки к преподавательской работе в ГЗШ был направлен на два года на учебу в Германию в Тарандскую земледельческую академию. После защиты диссертации был направлен в 1841 году в ГЗШ профессором агрономии, где проработал до 1864 года.

 В учебный план Б.А. Целлинский включил дисциплины по всем отраслям сельского хозяйства: растениеводство, скотоводство, лесоводство, садоводство, сельскохозяйственную технологию, сельскохозяйственную бухгалтерию, домоводство. По существу, имелась в виду подготовка агронома-универсала. Среди дисциплин, непосредственно относящихся к специальной лесохозяйственной подготовке, учебный план включал лесоводство (энциклопедия лесоразведения), лесоустройство и охоту, ботанику, зоологию, метеорологию и климатологию, геодезию. Учебный план был утвержден 10 июня 1842 года, а 15 августа 1842 года состоялось формальное открытие высшего разряда ГЗШ.

 По Положению об ученых степенях 1837 года, сельскохозяйственная наука впервые названа в списке наук, по которым присваивались ученые степени, требовавшиеся от профессоров и адъюнкт-профессоров в университетах. Соискателю помимо защиты диссертации требовалось сдать особые экзамены по трем главным дисциплинам: сельское хозяйство, технология и лесоводство и двум дополнительным: химия и ботаника. Для этого в университетах были кафедры сельского хозяйства, технологии и лесоводства. С 1844 года после защиты диссертации присваивалась ученая степень магистра технологии, сельского хозяйства и лесоводства.

 Первым адъюнкт-профессором, читавшим в ГЗИ лесоводство и лесоустройство, был Р.Е. Кнюпфер. В последующем профессором лесоводства с 1853 года работал уже выпускник 1850 года Горы-Горецкого земледельческого института Ю.Ю. Жебенко. В перечне учебников по лесоводству использовались: сочинения известных на тот период ученых Котта и Длатовского, памятная книжка для членов лесного управления, собственные записки Р.Е. Кнюпфера и Ю.Ю. Жебенко.

 С 1859 года в ГЗИ вводится новый учебный план. Отличительной его особенностью становится отказ от подготовки агрономов-универсалов, переход на подготовку агрономов узкого профиля. Со 2-го года обучения студент избирал себе одну из следующих четырех специальностей: земледелие, скотоводство, экономику или лесоводство. При этом, снова же, лесоводство было не отдельной, самостоятельной специальностью, а дополнительной к сельскохозяйственной специальности. В результате окончившие ГЗИ и прослушавшие дополнительный курс лесных наук и лесной технологии могли получить звание действительного студента агрономии и лесоводства. Степень кандидата присуждалась выпускникам с более высоким баллом успеваемости, написавшим и защитившим дипломную работу.

 За 4-летний до закрытия период в условиях работы по новому учебному плану ГЗИ произвел один выпуск лесоводов в количестве 21 чел. Студенты младших курсов были частично осуждены в связи с участием в восстании 1863 года, другие отчислены, немногие остальные продолжили учебу в С.-Петербурге.

 24 июля 1864 года было принято решение о закрытии ГЗИ и его переводе в С.-Петербург в здание С.-Петербургской Лесной академии (так в то время назывался С.-Петербургский Лесной институт). С.-Петербургская Лесная академия была закрыта и вместо нее 21 ноября 1865 года открыта Петровская Земледельческая и Лесная академия в Москве. При этом в Петровской академии лесная специальность была самостоятельной, не как в ГЗИ (1859–1864 гг.).

 ГЗИ просуществовал как С.-Петербургский земледельческий институт до 1877 года. При этом с 1869 года здесь были открыты 2 отделения: сельскохозяйственное и лесное с учреждением специальных лесных кафедр. В 1877 году сельскохозяйственное отделение было закрыто, и это учебное заведение было вновь наименовано как «С.-Петербургский лесной институт».

 Этот перевод ГЗИ в С.-Петербург, поглощение им Лесной академии, вплоть до закрытия на 13 лет в С.-Петербурге Лесного института, очевидно, имел какой-то подтекст в подтверждение того, что в ГЗИ была сформирована своя Лесная школа, позволившая не прекращать подготовку лесных специалистов. При этом лесное направление здесь постепенно расширялось и полностью вытеснило сельскохозяйственное.

 После закрытия ГЗИ в Горках продолжало существовать Горы-Горецкое земледельческое училище. В учебных планах этого среднего специального учебного заведения преподавались лесоводство, лесная таксация, геодезия. К тому же некоторые преподаватели ГЗИ, даже профессора, как Ю.Ю. Жебенко, остались в Горках и преподавали в земледельческом училище. Таким образом лесохозяйственное образование в Горках не прекращалось с 1840 года вплоть до 1919 года – времени восстановления Горы-Горецкого земледельческого института с названием Горы-Горецкий сельскохозяйственный институт с лесным факультетом в его составе.

 Возрожденное в Беларуси высшее лесохозяйственное образование осуществлялось уже в виде самостоятельной специальности с квалификацией «инженера-лесохозяйственника», в наше время – «инженера лесного хозяйства». В учебном плане 1919 года значилось 37 учебных дисциплин, в том числе: геология, минералогия и кристаллография, ботаника, зоология, геодезия, топографическое черчение, метеорология, физиология растений, энтомология, почвоведение, фитопатология, общее лесоводство, частное лесоводство, лесоустройство, лесоупотребление, лесоуправление, механическая обработка дерева, мелиорация, основы земельного и лесного права, садоводство, лесохранение, лесная статистика, история лесоводства, химическая обработка дерева, укрепление песков и оврагов.

 В ХIX ст. высшее лесохозяйственное образование в ГЗИ было многоуровневым: действительный студент агрономии и лесоводства (в современном представлении «бакалавр») – агроном (в современном представлении «специалист») – магистр технологии, сельского хозяйства и лесоводства. Это соответствовало европейской системе образования. В ХХ ст. реализовалась одноуровневая «советская» система высшего лесохозяйственного образования.

 Даже приведенные, далеко не полные, далеко не исследованные сведения дают основания говорить, что лесохозяйственное образование на Беларуси зародилось, с тех пор даже не прерывалось, развивалось со своими проблемами, как и все новое, как минимум с 1840 года!

 Применительно к истории Белорусского государственного технологического университета нужно определиться концептуально о точке отсчета создания этого учебного заведения. Вначале, почему бы не признать зарождение БГТУ со времени создания Лесных факультетов: или Белорусского политехнического института (1920 год), или Горы-Горецкого сельскохозяйственного института (1919 год). Здесь все документы налицо.

 Для решения задач современного лесного хозяйства крайне необходимо знание истории лесной науки, учет предшествующего опыта. Тем более это важно, что объект лесохозяйственной деятельности – лес – явление историческое, не только в природном, но и в антропогенном смысле.

 История – это факты, отыскать которые можно только в архивах, библиотеках. Сегодня белорусские архивы, белорусские библиотеки исторического прошлого находятся, за редким исключением, вне пределов республики: в России, Литве, Польше... Доступ к этой информации у белорусских исследователей ограничен. Учитывая эти обстоятельства, мы обращаемся к белорусским ученым, специалистам с просьбой активно подключиться к сбору сведений по истории лесного дела, лесного образования в нашей стране. Это наш долг, как перед предками, так и будущими поколениями белорусов.