Учебная работа


Организация учебного процесса и его научно-методическое обеспечение


Перечень учебных дисциплин, читаемых кафедрой
Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре
Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые в учебном процессе
Учебно-методическая работа
Материально-техническая база
Учебные и учебно-методические публикации

 

 

Перечень учебных дисциплин, читаемых на кафедре

 

Кафедра обеспечивает преподавание 19 дисциплин на I ступени высшего образования для студентов факультетов ХТиТ, ТОВ, ТТЛП и ИЭФ:

  • Общая химическая технология;
  • Теоретические основы технологии неорганических веществ;
  • Технология продуктов тонкого неорганического синтеза;
  • Технология связанного азота и азотных удобрений;
  • Технология серной кислоты;
  • Технология содовых продуктов;
  • Технология калийных удобрений;
  • Технология фосфорных и комплексных удобрений;
  • Технология обогащения полезных ископаемых;
  • Технология катализаторов и адсорбентов;
  • Типовые процессы в технологии неорганических веществ;
  • Основы научных исследований и инновационной деятельности;
  • Оборудование и основы проектирования предприятий подотрасли;
  • Моделирование и оптимизация химико-технологических процессов;
  • Основы управления интеллектуальной собственностью;
  • Технология и оборудование предприятий минеральных удобрений и солей;
  • Основные технологии химической промышленности;
  • Системы автоматизированного проектирования в отрасли;
  • Учебно-исследовательская работа студентов.
 
Кафедра осуществляет подготовку специалистов для Республики Туркменистан в соответствии с межгосударственным соглашением.
В рамках целевой подготовки разработаны дисциплины:
 
  • Технология переработки калийных руд флотационным методом;
  • Технология переработки калийных руд галургическим методом;
  • Технология бесхлорных калийных удобрений;
  • Технология азотных, фосфорных и комплексных удобрений.

 

На II ступени высшего образования  за кафедрой закреплены следующие дисциплины:

  • Общая химическая технология;
  • Технология фосфорных и комплексных удобрений;
  • Технология связанного азота и азотных удобрений;
  • Современные технологии неорганических веществ и тенденции их развития;
  • Физико-химические основы технологических процессов получения новых неорганических продуктов;
  • Физико-химические основы технологических процессов получения новых неорганических веществ;
  • Переработка промышленных отходов в технологии неорганических веществ;
  • Тонкий неорганический синтез и технология продуктов с наноразмерными частицами.

 

Перечень лабораторных практикумов, проводимых на кафедре

 

Осенний семестр

Название

Факультет, специальность

Курс

Спецкурсы

1. Технология связанного азота
2. Технология серной кислоты
3. Технология содовых продуктов
4. Технология катализаторов и адсорбентов
5. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)

Химической технологии и техники, специальность ТНВ

 

4
4
5
5
5

Общая химическая технология

Технологии органических веществ 
Заочный факультет

4
4

Технология и оборудование предприятий минеральных удобрений

Инженерно-экономический факультет

 

Весенний семестр

Спецкурсы

1.Технология продуктов тонкого неорганического синтеза
2.Технология фосфорных удобрений
3.Технология калийных удобрений
4.Обогащение полезных ископаемых
5.УИРС
6.Дипломная работа

Химической технологии и техники, специальность ТНВ

 

3
4
4
3
4
5

Общая химическая технология

Заочный факультет
Химической технологии и техники (все химико-технологические специальности и специальность машины и аппараты хим. производств)

4
3

 

Инновационные образовательные технологии, разработанные и используемые 
в учебном процессе

 

Технология

Краткое описание

Блок-конспект как средство активизации работы студентов на лекционных занятиях 
Разработчик: 
доц. Дормешкин О.Б.

Блок-конспект является основным элементом учебно-методических комплексов, относящимся к техническим (мультимедиальным) средствам обучения. Блок-конспект включает в себя набор чертежей, схем, рисунков, диаграмм, таблиц или текстов по определенной учебной дисциплине, выполненных на бумажной основе, а также в виде компьютерной версии и предназначен для индивидуальной работы каждого учащегося непосредственно на лекции. Причем, в отличие от традиционных форм представления иллюстративного материала (и в этом состоит его главная особенность), блок-конспект предусматривает наличие дидактически обоснованных пропусков и «слепых схем», которые должны дополнить, либо строить студенты в процессе лекции, что активизирует их мыследеятельность и заставляет включаться в образовательный процесс уже не в роли пассивного субъекта – приемника информации. Этому же способствуют творческо-поисковые задания по узловым темам и вопросам, рассматриваемым на лекции. Таким образом, блок-конспект рассматривается в качестве эффективного средства обучения, видоизменяющего методику проведения лекционных занятий и позволяющего перейти от традиционной формы передачи информации к организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Блок-конспект по курсу «Технология и оборудования производств минеральных удобрений и солей» в течении ряда лет используется в процессе обучения студентов технико-эконо-мического профиля и подтвердил высокую эффективность. Имеется компьютерная версия блок-конспекта.

Разработка лабораторного практикума «Проектирование химических производств с использованием системы автоматизированного проектирования AutoCAD
Разработчик: 
доц. Дормешкин О.Б.

Целью данного практикума является изучение возможности применения САПР для разработки и проектирования химических производств, практическое овладение навыками работы с САПР при выполнении технологических и проектных задач. 
Предлагается цикл лабораторных работ, выполняемых непосредственно с использованием ПЭВМ и пакета САПР Автокад, которые включают:

  1. разработка технологических схем химико-технологических процессов;

  2. создание и обработка блоков (тамплетов) технологического оборудования;

  3. выполнение объемно-планировочной части проекта (планы размещения оборудования по отметкам);

  4. компоновка технологического оборудования (продольные и поперечные разрезы).

Имеется необходимое методическое обеспечение, создана компьютерная библиотека тамплетов химико-технологического оборудования. 
Все задания индивидуальны и носят творческий характер. 
Практическим результатом обучения является наблюдаемая тенденция увеличения доли дипломных и курсовых проектов, выполняемых с использованием САПР.

Система непрерывного обучения и использования САПР в процессе подготовки специалистов химико-технологического профиля
Разработано и реализуется совместно с кафедрой Инженерной графики

Одно из перспективных направлений развития современных образовательных технологий связано с широким использованием в учебном процессе систем автоматизированного проектирования (САПР). 
К сожалению, широкому использованию САПР в учебном процессе препятствует отсутствие единой системы непрерывной подготовки в области САПР. Сложившаяся ситуация является проявлением более общей проблемы непрерывности и единства фундаментальной и профессиональной подготовки, когда знания приобретаемые студентами в курсах фундаментальных дисциплин остаются невостребованными. И наоборот, когда обучаемый не обладает фундаментальными знаниями, необходимыми в курсах специальных дисциплин. 
Предлагается вариант непрерывной системы обучения и использования САПР в учебном процессе при подготовке специалистов химико-технологического. В основе системы заложена структурно-функциональная схема, выстроенная “по вертикали” и “по горизонтали”. “По вертикали “ она выстроена согласно следующей иерархии: -курс - семестр - учебные предметы, в рамках которых изучается либо используется САПР - кафедры, ведущие обучение, либо использующие САПР - вид учебных занятий - цели, которые ставятся на каждом этапе. “По горизонтали” в порядке возрастания уровня сложности выстроены цели, достигаемые на каждом этапе, начиная от общего знакомства с САПР до активного его использования на заключительном этапе дипломного проектирования. Причем предлагаемая схема не является “жесткой”, т.е. по мере возникновения необходимости в нее могут быть включены дополнительные учебные дисциплины и курсы. Иерархическая (древовидная) структура обеспечивает наглядное и целостное восприятие всей системы. 
Разработанная система сориентирована на реальную, существующую образовательную ситуацию. Основу структурно-функциональной схемы составляют курсы и дисциплины, в рамках которых могут либо уже используются элементы САПР. Основные положения данной системы учтены в новых учебных планах и рабочих программах.
Таким образом, созданы все необходимые предпосылки для скорейшей практической реализации системы непрерывного обучения и использования САПР при подготовке специалистов химико-технологического профиля.

Авторский  спецкурс«Технология катализаторов и адсорбентов»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С.

Цель курса – изучение научных основ адсорбции и катализа, технологии  катализаторов и адсорбентов, приобретение студентами навыков анализа свойств и состава промышленно важных адсорбентов и катализаторов. 
Программа курса включает следующие разделы:

  1. общие положения о каталитических реакциях, катализаторах и теоретические основы адсорбции

  2. кинетика гетерогенных каталитических процессов

  3. производство катализаторов

  4. производство адсорбентов

  5. охрана труда и окружающей среды при производстве катализаторов и адсорбентов.

Подготовлен и издан курс лекций, методическое пособие по лабораторному практикуму.

Авторский «Технология продуктов тонкогонеорганического синтеза»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С.

Цель курса – изучение теоретических основ и способов получения малотоннажных химических продуктов и способов их очистки, приобретение навыков в области синтеза неорганических материалов и исследований их состава и свойств, использование знаний для практических решений по созданию и совершенствованию технологических процессов продуктов тонкого неорганического синтеза. 
Программа курса включает следующие разделы:

  1. основные направления развития и совершенствования малотоннажных производств продуктов неорганического синтеза

  2. методы тонкого неорганического синтеза, в частности: получение растворимых соединений методом кристаллизации, получение труднорастворимых соединений методом химического осаждения, основные представления о загрязнении химических осадков, матричный синтез, термические, плазмохимические, криогенные способы получения неорганических веществ  и.т.д.

  3. физико-химические методы очистки веществ

Помимо лекций программой курса предусматривается проведение практических и лабораторных занятий

«Рейтинговая система оценки знаний в курсе «Общая химическая технология»
Разработчик
проф. Ещенко Л.С., преподаватели кафедры

 


Учебные и учебно-методические публикации

Учебники и учебные пособия

  1. Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Учебное пособие для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология производства и переработки неорганических материалов» очного и заочного обучения. – Минск, БГТУ, 2005.
  2. Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Расчеты химико-технологических процессов. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2007.
  3. Воробьев Н.И. Новик Д.М. Обогащение полезных ископаемых. Учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2008.
  4. Ещенко Л.С. Катализаторы и адсорбенты. Учебник. – Минск, БГТУ, 2009.

 

Учебно-методические пособия

 

  1. Ещенко Л.С., Салоников В.А. Общая химическая технология. Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 1-48 01 01, 1-48 01 02, 1-48 01 05, 1-48 02 01, 1-57 01 01, 1-57 01 03, 1-36 07 01. – Минск, БГТУ, 2006.
  2. Соколов М.Т., Новик Д.М. Технология калийных удобрений. Лабораторные работы по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2005.
  3. Дормешкин О.Б., Соколов М.Т., Ещенко Л.С. Программа преддипломной практики (учебно-методическое пособие). – Минск, БГТУ, 2005
  4. Дормешкин О.Б. Курсовое проектирование по курсу «Технология и оборудование минеральных удобрений» для студентов экономического профиля. – Минск, БГТУ, 2007.
  5. Пинаев Г.Ф. Теоретические основы технологии неорганических веществ. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2008.
  6. Воробьев Н.И. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Технология фосфорных и комплексных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
  7. Соколов М.Т. Программа, контрольные задания и методические указания для студентов заочной формы обучения. Технология калийных удобрений. – Минск, БГТУ, 2008.
  8. Дормешкин О.Б.Технология и оборудование производств минеральных удобрений и солей. Учебная программа. – Минск, БГТУ, 2008.
  9. Долинская Р.М., Салоников В.А., Жолнерович Н.В. Основные технологии химической промышленности. Учебная программа. – Минск, БГТУ, 2008.
  10. Дормешкин О. Б. Оборудование и основы проектирования (курсовое проектирование).  Методические указания. – Минск, БГТУ, 2010, 56с.
  11. Дормешкин  О. Б. Химическая технология неорганических веществ (курсовое проектирование).  Методические указания. –  Минск, БГТУ, 2010, 49с.
  12. Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Тексты лекций по одноименному курсу. –  Минск, БГТУ, 2011,  216с.
  13. Воробьев Н. И. Технология связанного азота и азотных удобрений. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности  1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ,  материалов и изделий» специализации 1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2011, 20с.
  14. Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов. Методические указания и лабораторные работы  к лабораторному практикуму по одноименному курсу для студентов очной и заочной форм обучения.  – Минск, БГТУ, 2011, 58с.
  15. Новик Д.М. Технология серной кислоты. Тексты лекций по одноименному курсу. – Минск, БГТУ, 2012, 73с.
  16. Пинаев Г. Ф. Технология содовых продуктов: програм-ма, методические указания к выполне-нию контрольных заданий для студен-тов заочной формы обучения специаль-ности 1-48 01 01 «Химическая техно-логия неорганичес-ких веществ, матери-алов и изделий», специализации 1-48 01 01 01 «Техноло-гия минеральных удобрений, солей и щелочей». Учебное пособие. –БГТУ, Минск, 2012.
  17. Л. С. Ещенко технология продуктов тонкого неорганического синтеза. Программа, контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов специальности 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ,  материалов и изделий» специализации  1-48 01 01 01 «Технология минеральных удобрений, солей и щелочей» заочной формы обучения. – Минск, БГТУ, 2012.
  18. Долинская Р.М., Жолнерович Н.В., Шатило В.И. Основные технологии химической промышленности» для студентов специальности 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», направление специализации  1-26 02 02-04 «Менеджмент недвижимости». Учебно-методическое пособие. – Минск, БГТУ, 2013, 189с.

 

Научно-методические публикации

 

  1. Дормешкин О.Б. и др. Среднее специальной образование. Специальность 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий». Образовательный стандарт. – Центр учебной книги и средств обучения НМУ «Национальный Институт образования», 2005.
  2. Жарский И.М., Орехова С.Е., Сакович А.А., Левицкий И.А., Дормешкин О.Б. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-48 01 01 «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий». Образовательный стандарт Республики Беларусь. – ОСРБ 1-48 01 01-2007. – Минск, РИВШ, 2008.
  3. Дормешкин О.Б. Научная работа как важнейший компонент деятельности кафедры в реализации обучающе-исследовательского принципа // Труды БГТУ, Сер. VIII, Учебно-методическая работа. – Минск, 2008. – Вып. XVI.
  4. Дормешкин О.Б. Подготовка специалистов химико-технологического профиля с использованием САПР // Актуальные проблемы химико-технологического образования: 10 Межвуз. уч.-методич. конференция. 9 апреля 2008 г. М., РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2008.
  5. Дормешкин О.Б. и др. Разработка системы сквозной непрерывной графической подготовки в технических вузах // Практическая подготовка специалистов в условии университетского образования. Состояние, проблемы, перспективы Мат. межд. н.-пр. конф. ВГУ им. П.М. Машерова. 20 марта 2008 г. Витебск, ВГУ, 2008.
  6. Мурашкевич А. Н., Ещенко Л. С. Производственная практика – важнейший фактор повышения уровня высшего специального образования // Труды БГТУ. Сер. VIII. – 2009.
  7. Жарский И. М., Левицкий И. А., Неверов А. И., Дормешкин О. Б. Проекты (работы) дипломные. Требования и порядок подготовки, представления к защите и защиты СТП БГТУ 001-2010. Стандарт предприятия. – Минск, БГТУ, 2010, 240с.
  8. Дормешкин О. Б., Новик Д. М., Ещенко Л. С.  Учебная программа практического обучения (общеинженерная, технологическая, преддипломная практика). – Минск, БГТУ, 2010, 39с.
  9. Дормешкин О. Б., Баранчик В. П., Долинская Р. М., Цедрик Т. П., Дашкевич Е. А., Санкович М. М., Демидовец В. П. Сквозная программа учебно- ознакомительной, организационно-экономической и преддипломной практик для студентов специлаьности 1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям), направление специальности 1-26 02-03 «Менеджмент производственный» специализации  1-26 02 02-03 01 «Менеджмент в химической промышленности» Минск: БГТУ, 2011.
  10. Жарский И. М., Дормешкин О. Б., Сурус А. И., Минаковский А. Ф. Образовательный стандарт Республики Беларусь: Переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование: Специальность: 1-48 01 73   «Химическая технология неорганических веществ, материалов и изделий»: Квалификация: Химик-технолог Минск: БГТУ, 2012, 18с.
  11. Дормешкин О.Б., Минаковский А.Ф. Образовательный стандарт Республики Беларусь: Высшее образование вторая ступень (магистратура): Специальность 1-48 80 01 Технология неорганических веществ: Степень магистр (по отраслям наук): технических, химических Минск: БГТУ, 2012, 17с.