8 Требования к организации образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Педагогические кадры учреждения высшего образования должны:

– иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин и, как правило, соответствующую научную квалификацию (ученую степень и (или) ученое звание);

– заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

– не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации;

– владеть современными образовательными, в том числе информационными технологиями, необходимыми для организации образовательного процесса на должном уровне;

– обладать личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективно организовывать учебную и воспитательную работу со студентами.

 

8.2 Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

 

Учреждение высшего образования должно располагать:

– материально-технической базой, необходимой для организации образовательного процесса, самостоятельной работы и развития личности студента;

– средствами обучения, необходимыми для реализации образовательных программ по специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)» (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты).

 

8.3 Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса

 

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать следующим требованиям:

– учебные дисциплины должны быть обеспечены современной учебной, справочной, иной литературой, учебными программами, учебно-методической документацией, учебно-методическими, информационно-аналитическими материалами;

– должен быть обеспечен доступ для каждого студента к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам.

Научно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу (вариативных моделей самостоятельной работы, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций и т. п.).

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов

Требования к организации самостоятельной работы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Требования к организации идеологической и воспитательной работы устанавливаются в соответствии с рекомендациями по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования и программно-планирующей документацией воспитания.

8.6 Общие требования к формам и средствам диагностики компетенций

8.6.1 Конкретные формы и процедуры промежуточного контроля знаний обучающихся по каждой учебной дисциплине разрабатываются соответствующей кафедрой учреждения высшего образования и отражаются в учебных программах учреждения высшего образования по учебным дисциплинам.

8.6.2 Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям образовательной программы создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, комплексные квалификационные задания, тематику курсовых работ и проектов, тематику рефератов, методические разработки по инновационным формам обучения и контроля за формированием компетенций, тематику и принципы составления эссе, формы анкет для проведения самооценки компетенций обучающихся и др. Фонды оценочных средств разрабатываются соответствующими кафедрами учреждения высшего образования.

Оценочными средствами должна предусматриваться оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовность вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов.

8.6.3 Для диагностики компетенций используются следующие формы:

1.Устная форма.

2.Письменная форма.

3.Устно-письменная форма.

4.Техническая форма.

К устной форме диагностики компетенций относятся:

1.Собеседования.

2.Коллоквиумы.

3.Доклады на семинарских занятиях.

4.Доклады на конференциях.

5.Устные зачеты.

6.Устные экзамены.

7.Оценивание на основе деловой игры.

8.Тесты действия.

9.Другие.

К письменной форме диагностики компетенций относятся:

1.Тесты.

2.Контрольные опросы.

3.Контрольные работы.

4.Письменные отчеты по аудиторным (домашним) практическим упражнениям.

5.Письменные отчеты по лабораторным работам.

6.Эссе.

7.Рефераты.

8.Курсовые работы (проекты).

9.Отчеты по научно-исследовательской работе.

10.Публикации статей, докладов.

11.Заявки на изобретения и полезные модели.

12.Письменные зачеты.

13.Письменные экзамены.

14.Стандартизированные тесты.

15.Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

16.Оценивание на основе кейс-метода.

17.Оценивание на основе портфолио.

18.Оценивание на основе метода развивающейся кооперации.

19.Оценивание на основе проектного метода.

20.Оценивание на основе деловой игры.

21.Другие.

К устно-письменной форме диагностики компетенций относятся:

1.Отчеты по аудиторным практическим упражнениям с их устной защитой.

2.Отчеты по домашним практическим упражнениям с их устной защитой.

3.Отчеты по лабораторным работам с их устной защитой.

4.Курсовые работы (проекты) с их устной защитой.

5.Зачеты.

6.Экзамены.

7.Защита дипломной работы (проекта).

8.Взаимное рецензирование студентами дипломных работ (проектов).

9.Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

10.Оценивание на основе метода развивающейся кооперации.

11.Оценивание на основе проектного метода.

12.Оценивание на основе деловой игры.

13.Оценивание на основе метода Дельфи.

14.Другие.

К технической форме диагностики компетенций относятся:

1.Электронные тесты.

2.Электронные практикумы.

3.Визуальные лабораторные работы.

4.Другие.