6 Требования к компетентности специалиста

6.1 Состав компетенций специалиста

Освоение образовательных программ по специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств» должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

  • АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
  • АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
  • АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
  • АК-4. Уметь работать самостоятельно.
  • АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
  • АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
  • АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
  • АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
  • АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
  • АК-10. Владеть методами управления интеллектуальной собственностью.
  • АК-11. Применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента, методы идентификации при исследовании объектов автоматизации.

 

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

 

Специалист должен:

–СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

–СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

–СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

–СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

–СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

–СЛК-6. Уметь работать в команде.

–СЛК-7. Использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда.

–СЛК-8. Иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста

 

Специалист должен быть способен:

Производственно-технологическая и ремонтно-эксплуатационная деятельность:

–ПК-1. Разрабатывать технологию жизнеобеспечения систем автоматизации в области химико-технологических процессов, , производств лесной, легкой, пищевой, машиностроительной, энергетической и аграрной промышленностей.

–ПК-2. Использовать современные информационные, компьютерные технологии программирования контроллеров, эксплуатировать технические средства систем автоматизации.

–ПК-3. Самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных, экономических и экологических последствий, а также правил техники безопасности и противопажарной безопасности.

–ПК-4. Применять прогрессивные энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии монтажа и наладки средств автоматизации.

–ПК-5. В составе группы специалистов или самостоятельно устранять неисправности, осуществлять текущий и планово-предупредительный ремонт оборудования систем автоматизации.

–ПК-6. На основе обслуживания и диагностики оборудования разрабатывать планы ремонта и руководить их реализацией.

–ПК-7. Осуществлять мероприятия по совершенствованию производства в целом и систем диагностики оборудования в частности.

–ПК-8. Организовывать и проводить рациональное обслуживание систем автоматизации.

–ПК-9. Внедрять современные технологии автоматизированного управления производствами отраслей направлений.

–ПК-10. Осуществлять выбор перспективных материалов, датчиков и приборов для обеспечения ресурсосберегающих технологических процессов.

–ПК-11. Внедрять современные микропроцессорные системы автоматизации, осуществлять переналадку оборудования.

Организационно-управленческая деятельность:

–ПК-12. Работать с юридической литературой и трудовым законодательством.

–ПК-13. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда.

  • ПК-14. Контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину, организовывать контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.
  • ПК-15. Составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма, бизнес-планы и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам.

–ПК-16. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

–ПК-17. Анализировать и оценивать собранные данные.

–ПК-18. Разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы.

–ПК-19. Вести переговоры, разрабатывать и заключать контракты с другими заинтересованными участниками.

–ПК-20. Готовить доклады, материалы к презентациям.

–ПК-21. Пользоваться глобальными информационными ресурсами.

–ПК-22. Владеть современными средствами телекоммуникаций.

Проектно-конструкторская деятельность:

–ПК-23. Разрабатывать проектно-сметную и другую документации с учетом технико-экономического обоснования.

–ПК-24. Находить оптимальные проектные решения.

–ПК-25. Участвовать в создании необходимой информационной базы объектов-аналогов.

–ПК-26. Составлять договора на выполнение научно-исследовательских и проектных работ.

Научно-исследовательская деятельность:

–ПК-27. Работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой в области автоматизации.

–ПК-28. Выбирать оптимальные варианты проведения научно-исследовательских работ.

–ПК-29. Заниматься научным анализом и совершенствованием современных технологий производств на основе применения средств автоматизации.

–ПК-30. Оценивать эффективность технических и других решений, проводить испытания и исследования систем автоматизации.

–ПК-31. Выбирать методы оптимизации производственных процессов с учетом особенностей отраслей специализации.

–ПК-32. Участвовать в создании современных информационных технологий и автоматизации управленческой деятельности производств, обеспечивать функционирование системы контроля и управления качеством.

Инновационная деятельность:

–ПК-33. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным проектам и решениям, проводить патентные исследования.

–ПК-34. Оценивать ожидаемый спрос на возможный класс систем автоматизации.

–ПК-35. Оценивать трансферность проектируемых систем автоматизации.

–ПК-36. Оценивать мобильность ресурсов для создания систем автоматизации.

–ПК-37. Готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов лицензионной деятельности.

–ПК-38. Организовывать обучение персонала, повышение его квалификации, обеспечивать повышение производительности его труда и рост оплаты труда.