Магистратура

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________________

 

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (МАГИСТРАТУРА)

 

Специальность 1–53 80 01 Автоматизация и управление

технологическими процессами и производствами (лесное хозяйство, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов)

Степень магистр технических наук

 

HIGHER EDUCATION

SECOND STAGE (MASTER’S STUDIES)

 

Speciality 1–53 80 01 Automation and control

of technological processes and production (forestry, chemical industry, light industry, the food industry, the building materials industry)

Degree мaster of science

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

 

1. Общие положения

 

Общая характеристика специальности

Специальность 1–53 80 01 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования I Техника и технология, направлению образования 53 Автоматизация и обеспечивает получение степени магистра технических наук.

 

Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени

Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени – высшее образование первой ступени по специальностям

1-31 03 Математические науки

1-36 03 Энергетика

1-36 04 Радиоэлектроника

1-38 Приборы

1-39 01 Радиотехника (по направлениям)

1-40 01 Математические и программные средства

1- 40 02 Аппаратные средства

1-40 03 Интеллектуальные компьютерные системы

1-43 Энергетика

1-53 Автоматизация

1-54 01 Метрология, стандартизация и сертификация. Техническая диагностика

1-55 01 Интеллектуальные системы

Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по химико-технологическому образованию.

 

Формы получения высшего образования второй ступени

Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная.

 

Сроки получения высшего образования второй ступени

Нормативный срок получения высшего образования второй ступени в дневной форме составляет 1 год.

Сроки получения высшего образования второй ступени в заочной форме могут увеличиваться на 0,5 года относительно нормативного срока.

 

2. Характеристика профессиональной деятельности магистра

 

Сфера профессиональной деятельности магистра

Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:

– 02013 Лесозаготовки;

– 143 Добыча минерального сырья для химической промышленности и производства удобрений;

– 15 Производство пищевых продуктов, включая напитки;

– 17 Текстильное производство;

– 18 Производство одежды;

– 19 Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

– 20 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели.

– 23 Производство кокса, нефтепродуктов и ядерного топлива

– 24 Химическое производство

– 26 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

– 361 Производство мебели

– 803 Высшее образование;

– 73 Научные исследования и разработки.

 

Объекты профессиональной деятельности магистра

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: приборы автоматического контроля, преобразователи, исполнительные механизмы, регуляторы, контроллеры, программное обеспечение микропроцессорных систем для управления оборудованием, технологическими участками, производствами и методы исследования с помощью технических и программных средств автоматизации в производственно-коммерческих, научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

 

Виды профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

- научно-исследовательской;

- проектно-конструкторской;

- инновационной;

 - научно-педагогической и учебно-методической.

 

Задачи профессиональной деятельности магистра

Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- использование достижений науки и передовых технологий в области модернизации систем автоматизации технологическими процессами;

- разработка практических рекомендаций по использованию научных исследований, планирование и проведение экспериментальных исследований, исследование патентоспособности и показателей технического уровня разработок, разработка научно-технической документации;

- разработка предложений по совершенствованию алгоритмов управления процессами;

- применение современных методов проектирования систем управления с использованием средств автоматизации проектирования;

- разработка планов и программ организации инновационной деятельности, технико-экономическое обоснование инновационных проектов в профессиональной деятельности.

- подготовка и проведение занятий с обучающимися, руководство их научно-исследовательской работой, разработка учебно-методического обеспечения.

 

Возможности продолжения образования магистра

Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры преимущественно по следующим специальностям:

05.11.01 – приборы и методы измерения (по видам измерений);

05.11.16 – информационно-измерительные и управляющие системы (по отраслям);

05.13.06 – автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям);

05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ.

 

3. Требования к компетентности магистра

 

Состав компетенций магистра

Освоение образовательной программы магистратуры должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций – углубленных научно-теоретических, методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих разработку научно-исследовательских проектов или решение задач научного исследования, инновационной деятельности, непрерывного самообразования;

социально-личностных компетенций – личностных качеств и умений следовать социально-культурным и нравственным ценностям; способностей к социальному, межкультурному взаимодействию, критическому мышлению; социальной ответственности, позволяющих решать социально-профессиональные, организационно-управленческие, воспитательные задачи;

профессиональных компетенций – углубленных знаний по специальным дисциплинам и способностей решать сложные профессиональные задачи, задачи научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, осуществлять непрерывное профессиональное самосовершенствование.

 

Требования к академическим компетенциям магистра

Магистр должен иметь:

АК-1. Способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), готовность генерировать и использовать новые идеи.

АК-2. Методологические знания и исследовательские умения, обеспечивающие решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, управленческой и инновационной деятельности.

АК-3. Способность к постоянному самообразованию.

АК-4. Самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований.

 

Требования к социально-личностным компетенциям магистра

Магистр должен быть способным:

СЛК-1. Совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности.

СЛК-2. Пользоваться одним из государственных языков Республики Беларусь и иным иностранным языком как средством делового общения.

СЛК-3. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-4. Анализировать и принимать решения по социальным, этическим, научным и техническим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности.

СЛК-5. Использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм.

СЛК-6. Логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

СЛК-7. Работать в команде, руководить и подчиняться.

СЛК-8. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

СЛК-9. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.

СЛК-10. Оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции.

СЛК-11. Адаптироваться к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности, реализовывать накопленный опыт, свои возможности.

 

Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен проводить научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, инновационную, учебно-методическую и научно-педагогическую деятельность:

Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность

ПК-НП-1. Проводить учебные занятия в учреждениях среднего специального и высшего образования.

ПК-НП-2. Разрабатывать и использовать современное учебно-методическое обеспечение.

ПК-НП-3. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

ПК-НП-4. Руководить научно-исследовательской работой обучающихся.

ПК-НП-5. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися.

ПК-НП-6. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

Научно-исследовательская деятельность

ПК-НИ-1. Квалифицированно проводить научные исследования в области автоматизации технологических процессов.

Проектно-конструкторская деятельность

ПК-ПК-1. Разработать практические рекомендации по использованию научных исследований;

ПК-ПК-2. Разрабатывать научно-техническую документацию;

ПК-ПК-3. Применять современные методы проектирования процессов и аппаратов с использованием средств автоматизации, проектирования, оформление проектной документации.

Инновационная деятельность

ПК-ИД-1. Использовать достижения науки и передовых технологий в области автоматизации технологических процессов и оборудования для их реализации;

ПК-ИД-2. Разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности, технико-экономическое обоснование инновационных проектов в профессиональной деятельности.

 

4. Требования к образовательной программе и содержанию учебно-программной документации

Состав учебно-программной документации

Образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, включает следующую учебно-программную документацию:

типовой учебный план по специальности;

учебный план учреждения высшего образования по специальности;

типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

программы-минимумы кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам;

программы-минимумы кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам;

учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам;

программу практики;

индивидуальный план работы магистранта.

Общие требования к разработке учебно-программной документации

Максимальный объем учебной нагрузки магистранта не должен превышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

Объем обязательных аудиторных занятий, определяемый учреждением высшего образования с учетом специальности, устанавливается не более 18 аудиторных часов в неделю. Для магистрантов из числа иностранных граждан объем аудиторных занятий может быть увеличен учреждением высшего образования.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время на подготовку к экзаменам.

В заочной форме получения образования объем аудиторных занятий должен быть не менее 60 академических часов в учебном году (включая консультации и другие виды аудиторной работы).

 

Требования к составлению графика образовательного процесса

Примерное количество недель по видам деятельности в зависимости от срока реализации образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, в дневной форме получения высшего образования определяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Виды деятельности, установленные учебным планом

Продолжительность срока обучения, недель

1 год

Теоретическое обучение и научно-исследовательская работа

31

Экзаменационные сессии

3

Практика

2

Итоговая аттестация

6

Каникулы

2

Итого, недель

44

 

Требования к структуре типового учебного плана по специальности

Типовой учебный план подготовки магистра по образовательной программе высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Наименование видов деятельности магистранта, циклов дисциплин, дисциплин

Объем работы (в часах)

Зачетные единицы

Коды формируемых компетенций5

Всего

из них

Аудит.

занятия

Самост.

работа

 

1.

Цикл дисциплин кандидатских экзаменов и зачета

768

316

452

20

 

1.1

Философия и методология науки

240

104

136

6

АК-1-3

СЛК-1-11

ПК-ИД-1

1.2

Иностранный язык

420

140

280

11

АК-1-4

СЛК-2-6

ПК-ИД-1

1.3

Основы информационных технологий

108

72

36

3

АК-1-4

СЛК-1-11

ПК-ПК-3

ПК-ИД-1

2.

Цикл дисциплин специальной подготовки

386

166

220

10

 

 

Государственный компонент

192

90

102

5

 

2.1

Педагогика и психология высшей школы

84

56

28

2

АК-1-3

СЛК-1-11

2.2.

Инновационные технологии в сфере автоматизации

108

34

74

3

АК-1-4

ПК-ИД-1-2

2.2

Компонент учреждения высшего образования

194

76

118

5

АК-1-4

ПК-НП-1-6

ПК-НИ-1

ПК-ПК-1-3

ПК-ИД-1-2

3.

Научно-исследовательская работа

682

 

682

18

АК-1-4

ПК-НИ-1

ПК-ПК-1-3

ПК-ИД-1-2

4.

Практика

108

 

108

3

АК-1

СЛК-1

ПК-НИ-1

ПК-ПК-3

ПК-ИД-1

ПК-ИД-2

5.

Итоговая аттестация

324

 

324

9

АК-1-4

СЛК-1-11

ПК-НП-1-6

ПК-НИ-1

ПК-ПК-1-3

ПК-ИД-1-2

 

Всего

2268

482

1786

60

 

 

Учреждения высшего образования имеют право переводить до 90 % предусмотренных типовым учебным планом по специальности аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу магистранта (кроме дисциплин кандидатских экзаменов и зачета).

При подготовке магистрантов со сроком обучения 2 года, учреждение высшего образования разрабатывает учебный план по специальности с рекомендуемым объемом учебной работы:

- цикл дисциплин кандидатских экзаменов и зачета – 16-18%;

- цикл дисциплин специальной подготовки – 40-50%;

- научно-исследовательская работа – 15-20%;

- практика – 4-12%;

- итоговая аттестация – 7-10%.

На основании типового учебного плана по специальности разрабатывается учебный план учреждения высшего образования, в котором учреждение высшего образования имеет право изменять объем работы магистранта по различным видам деятельности, объемы циклов дисциплин, количество часов, отводимых на освоение учебных дисциплин (в пределах 10 %), без превышения максимального недельного объема нагрузки магистранта и при сохранении требований настоящего стандарта к содержанию образовательной программы магистратуры.

При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору магистранта в объеме до 50 % от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования.

Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь (далее – иностранные граждане), которые получили высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, может осуществляться по индивидуальным учебным планам со сроком получения высшего образования второй ступени до двух лет.

Необходимость составления индивидуальных учебных планов для граждан Республики Беларусь, получивших высшее образование первой ступени на территории иностранных государств, и иностранных граждан, получивших высшее образование первой ступени в Республике Беларусь, определяется учреждением высшего образования.

Руководитель научно-исследовательской работы магистранта и тема магистерской диссертации утверждаются руководителем учреждения высшего образования.

 

Требования к разработке индивидуального плана работы магистранта

Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается руководителем научно-исследовательской работы магистранта совместно с магистрантом, обсуждается на заседании профилирующей (выпускающей) кафедры и утверждается руководителем учреждения высшего образования (заместителем руководителя учреждения высшего образования по учебной работе).

Индивидуальный план работы магистранта разрабатывается на основе учебного плана учреждения высшего образования по соответствующей специальности высшего образования второй ступени, устанавливает перечень и последовательность изучаемых учебных дисциплин, объем учебной нагрузки, включает программу подготовки магистерской диссертации, прохождения практики, осуществления научно-исследовательской работы, формы и сроки отчетности.

 

Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам

 

При освоении образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, содержание общеобразовательных дисциплин и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются программами-минимумами кандидатских экзаменов по общеобразовательным дисциплинам и программами-минимумами кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) по общеобразовательным дисциплинам, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

При освоении образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, содержание учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» и требования к компетенциям по этой дисциплине устанавливаются типовой учебной программой, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

Дисциплина государственного компонента цикла дисциплин специальной подготовки

1. Педагогика и психология высшей школы.

Система высшего образования в современных условиях. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. Основные методы, формы и средства обучения в вузе. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе. Инновации в высшем образовании и    педагогической деятельности преподавателя вуза. Сущность процесса воспитания в вузе. Воспитательная система в вузе. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента. Педагогический мониторинг. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры.

Субъекты образовательного процесса в высшей школе. Учебная деятельность студента. Психологические основы педагогической деятельности в вузе. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе. Психологическая компетентность выпускника магистратуры.

 

Магистрант должен знать:

- понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы; направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования; передовой педагогический опыт (включая международный) и инновации в сфере высшей школы;

- сущность педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства и творчества преподавателя;

- индивидуальные особенности студентов и методы их диагностики, способы и условия мотивации адаптации студентов;

- психолого-педагогические особенности взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов, педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов и органов самоуправления;

- подходы и принципы отбора и конструирования содержания высшего образования;

- основные формы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, активизации самостоятельной работы студентов, проведения НИРС;

- эффективные образовательные технологии, подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического образовательного процесса (в том числе на основе электронных средств обучения);

- основы педагогического менеджмента и мониторинга.

 Магистрант должен уметь:

- конструировать содержание обучения, устанавливать межпредметные связи;

- использовать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;

- проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов;

- организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных особенностей студентов и управлять его качеством;

- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (включая электронные средства обучения), средства его диагностики и контроля;

-устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса;

- планировать и осуществлять научные исследования в области педагогики и психологии высшего образования;

- разрабатывать и реализовывать проекты (программы) профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.

 

Инновационные технологии в сфере автоматизации.

Современные системы автоматизации технологических процессов. Теоретические основы синтеза систем автоматического управления. Основные тенденции развития систем управления технологическими процессами. Оптимальные системы управления. Критерии оптимальности. Принципы построения оптимальных систем управления. Понятие робастности системы. Теоретические основы робастности. Критерии оценки робастности системы. Теоретические основы нечеткой логики. Системы автоматического управления на основе нечеткой логики. Принципы построения систем управления на основе нечеткой логики. Fuzzy-регуляторы. Гибридные системы управления. Принципы построения гибридных систем. Инновационные направления развития современных систем автоматического управления. Искусственный интеллект.

 

Магистрант должен знать:

- основные принципы проектирования систем автоматизации и управления объектами различного служебного назначения;

- методические и функциональные основы построения систем управления;

 - инвариантные методы моделирования процессов управления и методы программно-аппаратной реализации;

- методы построения и описания управляющих алгоритмов;

- понятия о распределенных компьютерно-управляющих системах, их функции, области применения, структуры, элементы, принципы действия;

 - основные понятия искусственного интеллекта, информационные модели знаний;

Магистрант должен уметь:

- рассчитывать оптимальные системы управления технологическими процессами при изменении критериев оптимальности;

- определять робастную устойчивость систем управления;

- синтезировать нечеткие регуляторы;

- анализировать гибридные системы и формировать алгоритмы управления.

Содержание дисциплин компонента учреждения высшего образования и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам.

Содержание дисциплин по выбору магистранта и требования к компетенциям по этим дисциплинам устанавливаются учебными программами учреждения высшего образования по учебным дисциплинам в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта.

Учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам должны отражать достижения существующих в учреждении высшего образования научно-педагогических школ по конкретным разделам соответствующих наук.

 

Требования к содержанию научно-исследовательской работы магистранта

Требования к содержанию научно-исследовательской работы разрабатываются профилирующей (выпускающей) кафедрой.

 

Требования к содержанию и организации практики

Образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях образования или научных организациях.

Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение навыками научных и инновационных исследований и проектирования.

Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика по специальности может быть сокращена до 4 недель.

 

Требования к организации образовательного процесса

Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Научно-педагогические кадры для магистратуры должны:

– иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин и соответствующую научную квалификацию (ученую степень и (или) ученое звание);

– заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

– не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации;

– владеть современными образовательными, в том числе информационными технологиями, необходимыми для организации образовательного и научно-исследовательского процессов на должном уровне;

– обладать личностными качествами и компетенциями, позволяющими эффективно организовывать учебную и воспитательную работу с магистрантами.

 

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Учреждение высшего образования должно располагать:

– материально-технической базой, необходимой для организации образовательного и научно-исследовательского процессов, самостоятельной работы и развития личности магистранта;

– средствами обучения, необходимыми для реализации образовательной программы магистратуры (приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты).

 

Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать следующим требованиям:

– дисциплины учебного плана должны быть оснащены современной учебной, научной, иной литературой, учебными программами, учебно-методической документацией, учебно-методическими, информационно-аналитическими материалами;

– должен быть обеспечен доступ для каждого магистранта к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по всем учебным дисциплинам.

Научно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, адекватных компетентностному подходу (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы магистрантов, учебно-методических комплексов (в том числе электронных), модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций магистрантов и т. п.).

 

Требования к организации самостоятельной работы

Требования к организации самостоятельной работы устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

 

Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Требования к организации идеологической и воспитательной работы устанавливаются в соответствии с рекомендациями по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования и программно-планирующей документацией воспитания.

 

Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций

Контроль качества образования осуществляется в форме текущей и итоговой аттестации магистрантов.

Диагностический инструментарий оценки уровня сформированности компетенций устанавливается профилирующей (выпускающей) кафедрой.

 

Требования к итоговой аттестации

Общие требования

Итоговая аттестация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, позволяет определить теоретическую и практическую готовность выпускника магистратуры к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, инновационной, научно-педагогической и учебно-методической деятельности и освоению образовательной программы аспирантуры.

 

Требования к магистерской диссертации

При подготовке магистерской диссертации магистрант должен продемонстрировать, опираясь на полученные знания и сформированные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, умение решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, способность интегрировать научные знания, научно аргументировать свою точку зрения.

Магистерская диссертация при завершении освоения содержания образовательной программы высшего образования второй ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, должна быть направлена на решение теоретической или экспериментальной задачи в отрасли технических наук.

Магистерская диссертация должна содержать реферативную часть и научно-исследовательскую часть, отражающую профессиональные компетенции выпускника магистратуры в соответствии со специальностью подготовки. Научно-исследовательская часть должна составлять не менее 50% объема диссертации.

 

 

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по специальности высшего образования второй ступени (магистратуры)

Срок обучения – 1 год

 

І. График образовательного процесса

Номера

недель

Месяцы

(ориентировочно)

Виды деятельности, установленные

учебным планом

Примерный объем учебной работы

Всего

часов

Аудиторных

часов*

Самостоятельной

работы

01-19

Сентябрь-январь

Теоретическое обучение и научно-

исследовательская работа

1026

320

706

20

Январь

Экзаменационная сессия

54

 

54

21-22

Январь-февраль

Каникулы

 

 

 

23-34

Февраль-апрель

Теоретическое обучение и научно-

исследовательская работа

648

162

486

35-36

Апрель-май

Экзаменационная сессия 

108

 

108

37-38

Май

Практика

108

 

108

39-44

Май-июнь

Итоговая аттестация

324

 

324

 

 

Итого

2268

482

1786

 

 

 

 

ІІ. План образовательного процесса

п/п

Наименование видов деятельности магистранта, циклов дисциплин,

дисциплин

Распределение

по семестрам

Объем работы  (в часах)****

Распределение по семестрам

экзамен

зачет

Всего

из них:

1 семестр 19 недель

2 семестр 12 недель

ауд. ч.

сам. р.

ауд. ч.

сам. р.

зач. ед.

ауд. ч.

сам. р.

зач. ед.

1.

Цикл дисциплин кандидатских

экзаменов и зачета

 

 

768

316

452

206

210

 

110

242

 

1.1

Философия и методология науки

2

 

240

104

136

58

54

 

46

82

6

1.2

Иностранный язык

2

 

420

140

280

76

120

 

64

160

11

1.3

Основы информационных технологий

 

1

108

72

36

72

36

3

 

 

 

2.

Цикл дисциплин специальной

подготовки

 

 

386

166

220

114

132

 

52

88

 

2.1

Государственный компонент

 

 

192

 90

102

90

102

 

 

 

 

2.1.1

Педагогика и психология высшей школы

 

1

84

56

28

56

28

2

 

 

 

2.1.2

Инновационные технологии в сфере автоматизации

1

 

108

34

74

34

74

3

 

 

 

2.2

Компонент учреждения высшего

образования**

2

1

194

76

118

24

30

1

52

88

4

2.2.1

Современные системы управления технологическими процессами

2

 

140

52

88

 

 

 

52

88

4

2.3

Дисциплины по выбору магистранта:

 

1

54

24

30

24

30

1

 

 

 

2.3.1

Идентификация объектов управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2

Развитие аналитических методов описания динамических процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов учебных занятий

 

 

1154

482

672

320

342

 

162

330

21

3.

Научно-исследовательская работа***

 

 

682

 

682

 

418

 

 

264

18

4.

Практика

 

2

108

 

108

 

 

 

 

108

3

5.

Итоговая аттестация

 

 

324

 

324

 

 

 

 

324

9

 

Всего

 

 

2268

482

1786

320

760

9

162

1026

51

 

* Учреждения высшего образования имеют право переводить до 90% предусмотренных типовым учебным планом аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу магистранта (кроме дисциплин кандидатских экзаменов и зачета).

** При разработке учебного плана учреждения высшего образования рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору магистранта в объеме до 50 % от объема учебных часов компонента учреждения высшего образования.

*** В 1 семестре планируется 22 часа научно-исследовательской работы в неделю, во 2 семестре – 22 часа. Объем научно-исследовательской работы включает подготовку материалов магистерской диссертации, участие в научных конференциях, семинарах и др.

**** При планировании теоретического обучения предусматривается не менее 50% самостоятельной (внеаудиторной) работы магистранта.

 

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter