Школьникам и будущим абитуриентам

 Мир N измерений

Высь,ширь,глубь. Лишь три координаты.
Мимо них где путь? Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам дли счёт,как Демокрит.

Путь по числам? — Приведёт нас в Рим он
(Все пути ума ведут туда!),
То же в новом — Лобачевский, Риман,
Та же в зубы узкая узда!

Но живут, живут в N измереньях
Вихри воль, циклоны мыслей, те,
Кем смешны мы с нашим детским зреньем,
С нашим шагом по одной черте!

Наши солнца, звёзды — всё в пространстве,
Вся безгранность, где и свет бескрыл,
Лишь фестон в том праздничном убранстве,
Чем их мир свой гордый облик скрыл.

Наше время — им чертёж на плане.
Вкось глядя, как мы скользим во тьме,
Боги те тщету земных желаний
Метят снисходительно в уме.

Валерий Брюсов

 

Мысли студентов о математике:

Кушеваров Александр, выпускник, факультет технологии органических веществ:

"Лично мне изучение высшей математики очень пригодилось как для дальнейшей учебы, так и в жизни. Без предварительного изучения высшей математики в вузе технического профиля, качественное изучение дисциплин, необходимых для помучения моей профессии, просто невозможно. Вообще я считаю, что высшая матемаика - это "инструмент", который помогает решать многие задачи в разных отраслях и науки, и техники. В наибольшей степени понадобилось умение интегрировать, решать дифференциальные уравнения, находить производные функций, частные производные.

По поводу отношения преподавателей:

Относились очень хорошо, находили индивидуальный подход, всегда помогали разобраться с непонятными моментами на консультациях."

Реутская Анастасия, 2 курс, лесохозяйственный факультет:

"Я учусь на специальности "Туризм и природопользование." Моя специальность требует знаний математики, ведь специалист по туризму и природопользованию должен уметь грамотно составить туристический маршрут, рассчитать расстояние, близость до интересуемого объекта и другие важные моменты. С помощью математики, которая тесно связана с многими другими дисциплинами, можно правильно организовать туристический поход или экскурсию и получить хорошую прибыль. Курс высшей математики позволяет повысить качество подготовки специалистов. Многие темы из курса связаны между собой. Самая интересная тема для меня - техника дифференцирования."

Фурс Дмитрий, 3 курс, факультет технологии и техники лесной промышленности:

"Математика необходима в дальнейшей профессиональной деятельности, это базис, на котором будет осуществляться дальнейшее обучение, так как почти все предметы взаимосвязаны между собой. Также математика играет роль в формировании мышления."

 

Цвинко Мария, 3 курс, факультет технологии и техники лесной промышленности:

"Моя будущая профессия связана с таксацией и проектированием дорог, где без математических вычислений не обойтись."

Морозов Вадим, 3 курс, факультет технологии и техники лесной промышленности:

 

"Я предполагаю, что математика нужна каждому человеку, ведь, если бы когда-то, когда она появилась, убрать ее, то цивилизация, которая находится на данном уровне развития вернулась бы к первобытной общине."

 

Сахончик Сергей, 5 курс, факультет технологии и техники лесной промышленности:

"Высшая математика играет важнейшую роль в моей будущей профессиональной деятельности, так как она нужна при составлении математических моделей  технологических процессов деревообрабатывающего производства, что помогает оптимизировать работу на производстве, управлять комплексом взаимосвязанных работ. Из курса высшей математики наиболее запоминающимся был последний семестр её изучения, в частности, преподавательский состав, их стремление вложить в студента необходимое количество знаний (признаюсь, что им это удалось(усмехается))."

Касперович Евгений, 4 курс, инженерно-экономический факультет:

"Если оценивать необходимость математических знаний в общем смысле, то тут её роль явно невозможно переоценить, так как наша будущая профессия (экономист) напрямую связана с расчетами, а, следовательно, и с математикой ( расчет прибыли, заработной платы, прибыльности предприятия и многие другие показатели, оценивающие работу предприятия)."

Свистун Карина, 3 курс, лесохозяйственный факультет:

"Необходима ли математика в моей профессиональной деятельности? Ответ однозначен: Да. Нам понадобятся, например, такие разделы математики, как статистика, теория вероятности, решение транспортной задачи. Еще хочется сказать, что математика - довольно занимательный предмет, преподают его очень хорошо и доступно, поэтому и запоминаются объяснения легко."

Сотрудники кафедры обеспечивают учебный процесс по дисциплинам:

 

  1. «Высшая математика» и «Математика» для студентов всех специальностей
  2. «Планирование и организация эксперимента» для специальности 1 – 54 01 03 «Физико-химические методы и приборы контроля качества продукции»
  3. «Уравнения математической физики»  для специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств»
  4. «Эконометрика и экономико-математические методы и модели»

 

В помощь абитуриенту:

Интересные и познавательные сайты для любителей математики:

 

Математика - универсальный язык Вселенной, фундамент, на котором основаны все другие науки. Как человечество смогло открыть тайны этого универсального языка? Начиная с древнейших времен, прослеживается история математики до наших дней и завершается рассказом о наиболее важных проблемах современности. За решение каждой из этих "проблем тысячелетия" полагается крупное денежное вознаграждение. Но главное, их решение позволит лучше понять устройство нашего мира. Ну и последнее. Если вы считаете, что математика не интересна - не торопитесь сбрасывать со счетов этот фильм. Рассказ ведется настолько захватывающе, что вам скучать не придется. У вас есть шанс познакомиться с математикой с другой, интересной стороны.

 


Дисциплины:

«Высшая математика» и «Математика»

Актуальность  изучения.  Стремительное развитие и внедрение новых технологий, их конкуренция на мировом рынке, прогресс средств вычислительной техники, а также научно-технический прогресс в целом предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов и, в частности, к их математическому образованию. На нынешнем этапе развития инженерно-технического образования и  информационных технологий математика предстает как язык общения «цивилизованных»  инженеров. Современный специалист обязан владеть основами математического моделирования и его реализации в компьютерных информационных технологиях, чтобы быть конкурентоспособным и выдерживать темпы научно-технического прогресса. Математические методы выступают в этой связи как возможность дать унифицированный научный подход к изучению различных физических  и социальных явлений реального мира путем составления их математических моделей, которые во многих случаях описываются одними и теми же математическими структурами. Таким образом, математическое моделирование позволяет не только изучить общие закономерности различных производственных задач, но и дать универсальные рекомендации по их решению.

Цели и задачи изучения. Изучение высшей математики в высшем учебном заведении  имеет целью воспитание современного инженера, гармонически сочетающего в себе профессиональное мастерство, широкую эрудицию и компетентность, математическую культуру, творческую реализацию по выявлению и математическому описанию сущностных  оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, интеллектуальное развитие и формирование общей культуры личности в целом, высокий патриотизм и принципиальную гражданскую позицию.

Задачи преподавания математических дисциплин состоят в выяснении сущности научного подхода к описанию и исследованию реальных производственных и социальных процессов, роли математических методов в системе естественнонаучных дисциплин как способе познания окружающей действительности, в развитии у обучаемых способности к логическому и алгоритмическому мышлению, умений, знаний и приемов исследования и решения математически формализованных задач.

«Планирование и организация эксперимента»

Актуальность изучения и её роль в профессиональной подготовке выпускника. Организация и планирование экспериментальных исследований является важной частью деятельности ученых, инженеров и технологов. «Все, что мы знаем о реальности, исходит из опыта и завершается им», – писал А. Эйнштейн. При обработке любых экспериментальных данных необходимо грамотное применение статистических процедур. Управление качеством — это прежде всего применение современных статистических методов. По выражению специалиста в области управления качеством Исикава Кафу, «инженер, который дает оценку на основе экспериментальных данных, должен знать статистические методы наизусть». Специалист обязан  понимать, в каких ситуациях применимы различные статистические методы и в каких эти методы применять нельзя, знать  свойства методов, уметь интерпретировать результаты статистического анализа.

Многие исследования в химической технологии сводятся к поиску оптимальных условий протекания процессов или оптимальному выбору состава многокомпонентных систем. Однако процессы и системы современного производства настолько сложны, что их полное теоретическое изучение практически невозможно. Это приводит к необходимости организации экспериментальных исследований таким образом, чтобы получить максимум информации при наименьших затратах времени и средств.

Теория планирования эксперимента формулирует приемы и способы оптимальной организации экспериментальных исследований.

Цели и задачи. Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представления о месте методов математической статистики и теории планирования эксперимента в современных научных и технологических исследованиях, а также о принципах и методах планирования и оптимизации эксперимента.

Задача курса: выработать у студентов навыки применения основных методов статической обработки результатов экспериментальных исследований, планирования регрессионных и экстремальных экспериментов.

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием. Дисциплина «Планирование и организация эксперимента» относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые создают теоретическую базу знаний и практических навыков по специальности. Теория планирования эксперимента основана на использовании методов математической статистики и дает фундамент для проведения анализа и обработки результатов экспериментов, проводимых студентами при подготовке курсовых и дипломных проектов. Таким образом, при изучении курса «Планирование и организация эксперимента» студент приобретает теоретические знания и практический опыт, необходимый для проведения научных и экспериментальных работ в будущей профессиональной деятельности.

Курс базируется на программе курса высшей математики и используется в дальнейшем при изучении дисциплин «Организация и технология испытаний» и «Метрология».

«Уравнения математической физики»

Актуальность, цели и задачи дисциплины:

Для характеристики различных процессов, происходящих в природе и технике, все шире используется математический аппарат, разрабатываются специальные математические методы. Математические методы позволяют дать унифицированный научный подход к изучению различных явлений реального мира путем составления их математических моделей, которые во многих случаях формализуются в рамках одних и тех же математических структур. Развитие количественных методов анализа реальных физических процессов показало, что одна и та же физическая величина (свойство) в разных точках исследуемого объекта и даже в одной точке  в разные моменты времени может принимать различные значения. Поэтому при математическом описании этих величин приходится рассматривать функции, зависящие от нескольких переменных, в частности от времени и пространственных переменных и т.д.

Инженер по автоматизации технических процессов и производств обязан владеть основами математического моделирования и его реализации в компьютерных информационных технологиях, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и выдерживать темпы научно-технического прогресса. Эти процессы, как уже отмечалось, являются динамическими и зависят от многих факторов и, таким образом, описываются дифференциальными уравнениями относительно функций нескольких переменных, т.е. дифференциальными уравнениями с частными производными.

Постоянно возрастающая роль математических моделей во многих областях естественных и технических наук требует от  современного инженера владения рядом специальных разделов математики. Уравнения математической физики представляют собой один из таких разделов.

Дисциплина «Уравнения математической физики» предназначена для ознакомления студентов с классическими методами интегрирования уравнений в частных производных второго порядка, к которым приводит ряд конкретных физических и технических задач. Как правило, каждое из таких уравнений имеет бесчисленное множество частных решений,  и задачи математической физики состоят в отыскании решений уравнений в частных производных, удовлетворяющих некоторым дополнительным — граничным (начальным и краевым) условиям.

Эффективная подготовка инженера по автоматизации основана на тесной связи теории и практики, на знании методов математического описания технологических процессов и умении анализировать полученные математические модели с использованием возможностей современных компьютерных программ.

 Цели и задачи учебной дисциплины.

Цель курса: ознакомить студентов с основными понятиями и методами теории дифференциальных уравнений с частными производными и выработать навыки решений стандартных граничных задач математической физики, и как  результат подготовить студентов к последующему изучению более сложных задач моделирования, к выполнению учебной и научно-исследовательской работы.

Задача преподавания уравнений математической физики состоит в выяснении сущности научного подхода к описанию и исследованию реальных физических и производственных процессов; роли математических методов в этом описании и в системе естественнонаучных дисциплин в целом,  как способе познания окружающего мира; в развитии у обучаемых способности к логическому и алгоритмическому мышлению.

Дисциплина базируется на программе курса высшей математики.

«Эконометрика и экономико-математические методы и модели»

Актуальность, цели и задачи дисциплины «Эконометрика и экономико-математические методы и модели:

Дисциплина «Эконометрика и экономико-математические методы и модели» связана с такими дисциплинами, как «Высшая математика», «Экономическая теория» и рассматривает вопросы построения математических моделей различных экономических процессов.

Целью дисциплины является изложение теоретических основ и методологических принципов научного подхода к описанию и исследованию реальных производственно-экономических и социально-экономических процессов путем их математического описания и моделирования с использованием ЭВМ с последующим анализом построенных эконометрических моделей, а также выработкой управленческих рекомендаций по управлению соответствующими производственными процессами.

В дисциплине рассматриваются конкретные модели на примере промышленных предприятий, а также модели оптимального управления на уровне отдельных отраслей и народного хозяйства в целом.

Большое внимание уделяется экономико-математическим методам анализа показателей выполнения плана, а также динамики, структуры, взаимосвязи, сравнения других показателей деятельности предприятий и отраслей, выявлению в ходе такого анализа резервов производства и возможности их использования.

«Эконометрика и экономико-математические методы и модели» является одной из фундаментальных дисциплин, успешное освоение которой помогает решению профессиональных задач.